Илья Шевченко, корреспондент:
Гонки дронов с 2023 года – официальный вид спорта в России. И главная задача здесь не только долететь до финиша первым. Важно правильно преодолеть препятствия: вписаться во все повороты, совершить сложные манёвры, не врезаться – и всё это на скорости в несколько десятков километров в час.
На трассе – только дроны. Самих спортсменов в центре площадки вы не увидите. Они управляют летательными аппаратами за защитной сеткой через очки виртуальной реальности. На каждом коптере установлена камера, которая в реальном времени передаёт картинку операторам. Одним джойстиком пилоты должны уметь выполнять мёртвые петли, вертикальные развороты и другие трюки.
Илья Попов, вице-президент федерации гонок дронов Ленинградской области, кандидат технических наук:
Самое сложное – это концентрация, это быстрота реакции, потому что необходимо пройти трассу как можно быстрее, как можно более точно, когда пилоты соревнуются за сотые и тысячные доли секунды. Всё как в Формуле-1.
Спортсмен отвечает за всё: и за пилотирование, и за техническое состояние дрона. Каждый участник приносит на соревнования как минимум два-три летательных аппарата, ведь столкновение со стеной или с препятствием на таких скоростях дело обыденное и нарушением не является. Главное – максимально быстро коптер заменить и вернуться в гонку.
Максим Казумьян, главный судья открытого чемпионата университета ИТМО по гонкам дронов:
Каждый работает по-разному. Кому-то хватает работать в одного. Он сам себе дрона поставит, проверит технически, а кто-то работает командой с кем-то, то есть ему штурман, второй человек-механик поставит дрон, во время вылета смотрит за состоянием аккумулятора, по темпу, как он летит. Они по аудиосвязи друг с другом общаются и советуются.
В Университете ИТМО провели гонки дронов трёх классов: 75 миллиметров, 125 и 200. Первые подходят для детей. С них удобно и безопасно начинать тренироваться. Следующие категории уже для опытных пилотов.
Александр Пронин, спортивный директор федерации гонок дронов Санкт-Петербурга:
Дроны отличаются, в первую очередь, размером, весом и скоростью. Соответственно, если дрон класса 200 миллиметров может разгоняться до 200 км/ч, мы замеряли, ну, понятно, что не в зале, но на прямую он летает со скоростью 200 км/ч, то дрон 75 миллиметров – это где-то 60–80 км/ч.
Но некоторые таланты уже с юного возраста наравне со взрослыми летают на аппаратах класса 200 миллиметров, так ещё и собственной сборки. Как 12-летний Теодор Кунилов из Нижнего Новгорода.
Теодор Кунилов, участник открытого чемпионата университета ИТМО по гонкам дронов:
Мне нравится скорость, манёвренность дронов, и мне нравится ими управлять и собирать их. Какую-то часть дрона собрал мой папа, а какую-то я сам. Ну, в принципе это не так уж и сложно, если научиться, то можно легко собирать.
Гонки дронов могут стать первым этапом погружения в инженерные профессии для школьников и студентов. Программирование беспилотных систем, робототехника – это индустрии будущего, технологии которых могут применяться в авиации, наземном транспорте, логистике, сельском хозяйстве и многих других пока ещё привычных нам сферах.