В гостях у программы «Утро в Петербурге» Тимур Кулов, режиссёр.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: На календаре 1-е декабря стартовал самый волшебный месяц в году, когда новогодние украшения и морозный воздух создают таинственную атмосферу. Так хочется хоть ненадолго попасть в сказку. Такую возможность дарит Театр юных зрителей имени Брянцева. В ближайшую пятницу там состоится премьера спектакля-фэнтези «Шурале. История одной семьи». Шурале – мифический персонаж из татарских, чувашских, марийских, башкирских сказок. Он стал известен во всей России после одноимённой поэмы Габдуллы Тукая. Кстати, в биографии автора есть и петербургский след. Почему вы выбрали это произведение и легенды народов России для своей семейной саги?
Тимур Кулов, режиссёр: Во-первых, я искал материал для семейного спектакля. Мне кажется, что Шурале – создание, которое сохраняет гармонию и миропорядок. Мне хотелось принести эту гармонию и миропорядок на сцену.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Это и леший для тех, кто не знает.
Тимур Кулов, режиссёр: Это и леший. Шурале у каждого народа свой.
Тимофей Зудин, ведущий: То есть во всём мире есть свой Шурале. Какими качествами он обладает у вас?
Тимур Кулов, режиссёр: Самое главное, что Шурале – создание, у которого открыта крышка в связи с космосом. Это на уровне 5-летних детей. Все дети – гении, все обладают непосредственностью и художественной свободой. Эта история в первую очередь о внутренней художественной свободе. Поэтому выбран Шурале: создание, напрямую связанное с чем-то космическим, непосредственное. Это главное созидательное качество.
Тимофей Зудин, ведущий: Каков сюжет спектакля, какие задачи ставятся? Сюжет дан классиком татарской литературы.
Тимур Кулов, режиссёр: Сюжет таков: под покровом ночи в дом Шурале проникает Балтыр с топором рубить лес. Приходит Шурале и предлагает поиграть в щекотушки. Балтыр думает, что он хочет защекотать его до смерти, но это не факт. Может быть, щекотушки – проявление любви. Об этом мы разберёмся в спектакле. Балтыр обманывает его, защемляет руку в бревне, оставляет в лесу, а сам убегает с дровами Шурале. О чём история? О хитрости Балтыра, который может обуздать природу? Или о том, что он пришёл в дом к Шурале?
Тимофей Зудин, ведущий: Через этих лесных духов вы хотите поднять какие-то общечеловеческие вопросы?
Тимур Кулов, режиссёр: Безусловно. Присутствует экологическая тема, очень важная сегодня. Присутствуют темы семейные: мы рассказываем семейную сагу в пантомимическом ключе. Форма спектакля – визуальный театр, большая форма, смесь пантомимы и визуального театра. Почему пантомимы? Потому что это чудики, непосредственные, странные, живущие в моменте. Такие клоуны, семья чудиков. В этом ключе решается спектакль.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Как вы работали с актёрами над пластикой, над выразительностью, чтобы донести историю без слов?
Тимур Кулов, режиссёр: Мы выдумали свой язык. Он называется язык «шу». Зритель увидит новый вид языка – «шуралинский» язык. Над пластикой работает режиссёр по пластике из Казани Нурбек Батулла. Композитор Миляуша Хайруллина работает над саундтреками с саунд-дизайнером Кириллом. Пространством занимается Николь Кламперт, с которым мы делаем уже третью работу в ТЮЗе. Он занимается и оригинальными костюмами. Мы не хотели повторяться ни с балетом, ни с другими постановками. Нужна была другая природа существования. Видеодизайн – Алексей Лизунов, он создаёт всю мультимедию, мы существуем в неком кино.
Тимофей Зудин, ведущий: В описании упомянуты растущие деревья, трава, цветы, корневая система. Как это будет воплощено?
Тимур Кулов, режиссёр: В первую очередь – видеоряд, мультимедиа. Более 45-ти проекционных экранов на сцене разного типа и размера, которые перемещаются. Более 100 оригинальных видеорядов, созданных нашими художниками. Артист существует внутри мультфильма. Всё сделано в футуристическом ключе, если бы всё создал искусственный интеллект – всю природу, весь внутренний мир. Действия происходят не в прошлом, а в далёком будущем: сначала идиллия семейной жизни, а потом им придётся столкнуться с реальностью. С кем? Раскрывать не буду, называют они его Рукотопор.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Как петербургская публика, возможно, не знакомая с Шурале Габдуллы Тукая, воспримет эту постановку? Стоит ли что-то почитать перед походом? С какого возраста вы ждёте зрителей?
Тимур Кулов, режиссёр: Всегда стоит знакомиться с текстами, если название связано с литературным источником. Но не обязательно: зритель может прийти и найти свою историю. Наше ремесло – интерпретация. Мы интерпретируем историю Тукая в ином ключе. Мы рассказываем её полностью, но иначе. Мы не повторяем слово в слово, и даже герои немного другие, но смысл и конфликт остаются.