ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«В ноябре мы отмечали одну замечательную дату, которую не могли оставить без внимания. День педиатра. Наверное, это самая благородная профессия в мире – лечить детей. И у нас в стране основы этой медицинской науки, её традиции закладывались именно на берегах Невы.
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет – старейшее педиатрическое высшее учебное заведение в мире. Год основания нынешнего университета – 1925. В Ленинграде в комплексе зданий городской детской больницы был открыт Ленинградский институт охраны материнства и младенчества имени Клары Цеткин. Но сегодня педиатрический университет – это более 60 кафедр, пятьдесят различных отделений, более 15 тысяч современных операций и почти 100 тысяч довольных, а главное – здоровых малышей со всей России в год.
Итак. Их призвание – спасать детей. Каждый день сюда везут детей, которые нуждаются в экстренной помощи. И им здесь не только помогают. Им здесь часто в буквальном смысле спасают жизни. Полина Ганичева провела 24 часа в реанимации педиатрического университета. И вот её репортаж».
ПОЛИНА ГАНИЧЕВА, корреспондент:
«Фиксируем время начала съёмки. Эта метка нужна только нам, потому что те, кто работают здесь, не работают по часам. Мы в Педиатрическом университете, в отделении реанимации. И здесь либо дежурство, которое длится сутки, либо расписание «с 8 утра и до последнего пациента». Мы попробуем провести здесь 24 часа».
Он появился, когда в России умирал каждый третий ребёнок до года. За век работы первого и единственного педиатрического университета детская смертность сократилась в 100 раз. И сложных вычислений не нужно. Каждые сутки его работы – это и есть наше будущее.
Обычное утро приемного отделения. Одного везёт скорая после ДТП, другого с обострением привозят родители, третья с травмой пришла сама. Здесь и Петербург, и сложные пациенты из других регионов. И всё это, представьте, одновременно. Задача тех, кто работает здесь, этот бесконечный хаос упорядочить.
ЭКСТРЕННЫЙ ПРИЁМ
Бывает вот так – все по разному профилю. То есть быстро отправляются по разным отделениям. А бывает, например, три ампутации за час. Или один пациент с тремя диагнозами. Заведующий отделением говорит: врач может быть гениальным, но в «приемке» работать не сможет. Нужны нервы из хирургической стали. Чтобы всем помочь, и не сойти с ума.
Ксана Штернлихт – дочь профессора. В 15 – первое вскрытие. В 16 – научные статьи. Другой профессии быть не могло. Сейчас её рабочий день – это сутки, на которых она, даже если все спокойно, не спит. На своем первом в жизни дежурстве (дело было в другом городе) уснула. И тут в 6 утра привезли ребенка в диабетической коме.
КСАНА ШТЕРНЛИХТ, заведующая детским приёмным отделением клиники Санкт-Петербургского педиатрического медицинского университета:
«Я была только после института, и нельзя сказать, что у меня был очень большой опыт в этом лечении. И я была одна. И надо было принимать решение, а были 90-е годы. Дефицит. Реактивы не делали. И я помню, что вспомнила все, что нам говорили на курсе реанимации. И я капала вот просто на глаз. Девочка пришла в себя. Но я помню, что одежда у меня тогда вся была мокрая. Но после этого я в течение 10 лет каждый день в 6 утра сидела и ждала пациента. Тогда это было просто страшно. Ты врач молодой, только после института. И медсестры, которые смотрят и ждут, что ты скажешь, что им нужно делать».
Своим студентам она внушает: мало знать и уметь. Нужно иметь мужество взять на себя ответственность. На этом с приёмным отделением прощаемся. Дольше часа здесь провести сложно.
ОПЕРАЦИОННАЯ
Пациенту на столе 2 недели. Его срочно привезли из Ингушетии. Если объяснить просто, его органы брюшной полости стремятся в грудную. И мешают работать остальным. В первую очередь дышать…
Этот «пузырь» на экране – грыжа. И чтобы с ней справиться и снова «расставить» органы по местам, не нужен большой разрез. Через маленькие отверстия внутри оказывается камера со светом и инструменты. Даже узлы будут вязать там же. Для хирургов педиатрического это уже довольно взрослый пациент и рядовая операция. Но даже они еще способны удивляться. Пару лет назад впервые в стране именно здесь провели внутриутробную операцию.
РОМАН ТИ, детский хирург перинатального центра Санкт-Петербургского педиатрического медицинского университета:
«Когда мы в первый раз её выполнили… То есть зашли в полость матки и увидели ребенка – плода, который связан с мамой… Он ещё не родился, но мы его уже видели. Но картинке в атласах… Но когда ты видишь это сам… Это совершенно другое. Меня это сильно тронуло».
Вот эти исторические кадры. Тоже грыжа, только разберутся с ней ДО рождения малыша. На 18-й неделе беременности. В операционной нет свободного места. Врачи работают 10 часов.
И вот настоящее чудо! Впервые не в атласе, не на УЗИ, а через камеру инструмента на экране видят будущего ребенка прямо в утробе матери. Врачи говорят, чтобы решиться на такое, нужна хирургическая смелость. А это для педиатрического – традиция.
Седовласый мужчина в очках – легенда. Педиатрического, СССР и мира. Почему? Он сам объяснит лучше всех…
Ребёнок рождается без части пищевода. Во-первых, он не может есть. Во-вторых, пищевод при этом часто сообщается с трахеей. В желудок попадает воздух – его может просто разорвать. До Гирея Баирова все дети с таким диагнозом умирали. Он первым проявил хирургическую смелость. Сшил два конца пищевода. Оказалось, он способен не растягиваться, а расти после операции. И до сих пор, за исключением мелких изменений, оперируют именно так. По методу Баирова.
Вечер. У студентов заканчиваются пары. Это Руслан. Учится на 3-м курсе педиатрического факультета. И каждый день проходит мимо этой таблички. Есть одно но – его фамилия тоже Баиров.
Он правнук легендарного хирурга. В его семье минимум три поколения блестящих врачей. А он сам, возможно, никогда врачом работать не будет. Это вроде как для души.
РУСЛАН БАИРОВ, студент Санкт-Петербургского педиатрического медицинского университета:
«Потому что прадед, в том числе был, сначала успешным человеком, прежде чем стать замечательным врачом. Первый раз, когда он стоял за операционным столом и увидел ребенка, он упал в обморок в 1943 году. Поэтому меня это, наоборот, подталкивает, когда есть трудности. У меня нет цели стать успешным врачом. Я не уверен, что я останусь в медицине работать. Моя задача, чтобы я стал врачом по знаниям и по умениям. Главное – быть хорошим человеком и специалистом».
И «быть хорошим человеком» в «Педиатричке» – это полноценное профессиональное требование к каждому. Мало суметь помочь ребёнку. Главное – в любое время дня и ночи и в любых условиях хотеть помочь.
РЕАНИМАЦИЯ
Не важно, который час. В этой реанимации всегда темно. Яркий свет, громкий звук этим пациентам буквально может стоить жизни. Кувезы сами меняют температуру, подстраиваются под ребенка.
ЕКАТЕРИНА ХАПУГИНА, и.о. заведующего отделением реанимации и интенсивной терапии для новорожденных детей перинатального центра Санкт-Петербургского педиатрического медицинского университета:
«Это реанимация. Любая условная стабильность может обернуться через минуту катастрофой».
Родители приходят по расписанию ненадолго. И для каждой мамы здесь всегда найдётся не просто слово утешения, а случай из практики, когда спасли наперекор статистике.
РЕКТОР
Всю жизнь ректор университета, главный неонатолог в стране, следит за своими пациентами. Нет, не только пока они лечатся. А особенно – после выписки.
ДМИТРИЙ ИВАНОВ, ректор Санкт-Петербургского педиатрического медицинского университета:
«Лет 10 назад у нас в обществе была дискуссия по поводу детей, рождённых в результате ЭКО. Что они тоже какие-то не такие. Людям почему-то кажется, что все недоношенные дети – они какие-то будут необычные. Больные или еще какие-то. И мы на сегодняшний день можем сказать, что они ничем не отличаются».
И главная задача педиатра – дать ребёнку шанс. И не просто на жизнь. Сегодня стандарты гораздо выше. Это должен быть шанс на здоровую и полноценную жизнь. На взросление, поступление в университет (может в этот), даже на золотую свадьбу. Возможно, в этом и есть 100-летний секрет «Педиатрички». Здесь в каждом отделении каждый медик в любую секунду готов бороться за этот шанс.