ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Ну, и продолжим тему приближающегося нового года. При плюсовой температуре под проливным дождём в Петербурге стали открываться один за одним катки. Наступает пора, когда  «мальчишек радостный народ, коньками звучно режет лёд». Катки для нашего города как северной столицы и как самого северного города-миллионника в мире – это неотъемлемая часть нашей культуры. Сколько чемпионов по фигурному катанию мы вырастили! Сколько радости детям, если во дворе появилась хоккейная коробка со льдом! Обязательно каждый из нас хоть раз, но должен в эту зиму прийти и покататься на коньках. Ведь, когда ты скользишь, ты испытываешь особое чувство качения, полёта. Такого не испытаешь на земле, когда идёшь.

Итак. Лёд и коньки как особая форма существования человека  в пространстве. Особая форма его эмоций, движений и даже отношения к жизни. Наталья Бандурина встала на коньки и привезла вот этот репортаж».


НАТАЛИЯ БАНДУРИНА, корреспондент:
«Дождь, снегодождь, снег… Осадки всегда испытывали Петербург на прочность, но в городе есть как минимум одно место, где наглядно продемонстрировано укрощение воды. Сразу два агрегатных состояния. Хочешь – купайся. А через дорогу: хочешь – катайся».

И это именно тот самый случай, когда еще до наступления календарной зимы, уже вполне себе новогоднее настроение. Лед, коньки, скольжение, вращение и улыбка сама собой появится на лице – лучшее средство от уныния. Видимо, поэтому именно в нашем городе так полюбили фигурное катание. Более того, как вид спорта именно здесь оно и зародилось.

Первый чемпионат мира прошел не где-нибудь, а в нашем Юсуповском саду. Состязались мужчины в одиночном катании.

Наш Георгий Сандерс стал лучшим при исполнении специальных фигур «крест с полумесяцем», «лира», «цветы» и «змейка». По правилам фигурист передавал судьям до начала соревнований рисунок на бумаге того элемента, который он должен выполнить. Его сравнивали с рисунком на льду и выставляли оценки. Безукоризненно выполнив сложнейшие фигуры, наш Николай Панин стал первым олимпийским чемпионом по фигурному катанию 1908 года. Сегодня, к слову, такой программы у современных фигуристов нет.

А вот так дореволюционный Петербург обычно выглядел зимой. В фильме «Серебряные коньки» хорошо показано, как реки и каналы, сама Нева становились одним большим катком. И в этом было много плюсов. На льду устраивали ярмарки, открывались новые пешеходные маршруты, как минимум на три зимних месяца город становился больше по площади.

НАТАЛИЯ БАНДУРИНА, корреспондент:
«Такой картины больше не увидишь. Прочный, толще 10 см лед практически не встает на реках и каналах. И всему виной – антропогенное воздействие, выхлопные газы, глобальное потепление климата, поэтому такой Петербург больше не возможен».

Первый крытый каток в нашем городе появляется только в 1956 году. И, как это часто тогда было, спортивные залы, бассейны, склады устраивали в зданиях церквей. Вот и первый крытый каток тоже появился в храме. Здесь, на Васильевском острове, в церкви Успения Богородицы, в алтаре, установили машинное отделение и гардеробы, по центру расположился сам каток. Фигуристы вспоминали потом, что осенью или весной, когда в помещении становилось влажно, на стенах проступали лики святых сквозь краску.

Тренер от Бога Алексей Мишин именно здесь начинал свой путь в большой мир фигурного катания. Учился, участвовал в соревнованиях. Но вот уже более полувека благословляет на победы своих учеников в спортивном комплексе «Юбилейный».

Даже когда профессора – а так называют Мишина в его окружении – нет на льду, то он все равно присутствует на тренировке и всё видит: окна его кабинета (но, скорее, комнаты, потому как здесь уютно и тепло, как дома) выходят прямо на ледовую арену. Он тренер всегда и везде. И даже на интервью.

Алексей Мишин, конечно, легенда. Это он с математической точностью буквально рассчитал формулу успеха прыжка. Он много экспериментировал с заходами и способами группировки, вместе с ведущими инженерами создавал специальные приборы, и приспособления благодаря которым можно оттачивать мастерство прыжка. Ему уже 85 лет, но каждое утро он надевает коньки и идет к своим ученикам.

Расцветом фигурного катания в СССР считается 1964 год, когда на Олимпиаде в Инсбурге золото в парном катании взяли ленинградцы Белоусова и Протопов. Советские хоккеисты, тем временем, лучшие в мире. Понятно, что девочки и мальчики всей страны мечтали быть на них похожими. В спортивные школы – буквально очереди.

Страсти по фигурному катанию не утихают и сегодня. В любое время, в любой день недели на крытых катках занимаются спортсмены и любители. Пусто здесь не бывает никогда.

Эля, как и многие, посмотрела олимпиаду однажды, выступление наших спортсменок, и заболела фигурным катанием. Ей было 10 лет. По спортивным меркам поздно начинать, но желание и мечта сделали свое дело, и она уже делает прыжки в два оборота, верит, что из любителей обязательно перейдет в профессионалы.

Это правда сложно. Лед скользкий, падать больно. Но, надевая коньки, ты действительно становишься на какое- то время обладателем сверхспособностей. Ты уже не такой как все.

А еще никогда не поздно вставать на коньки. Возраст спорту не помеха. Ольге было 62 года, когда она впервые вышла на лед. И, как она сама говорила, назвать это первыми шагами сложно. Она, скорее, ползала вдоль бортика. Прошло 4 года, и вот она уже выступает на соревнованиях среди любителей.

За каждой победой спортсмена стоит его тренер. Александр Свечников в прошлом выступал в танцах на льду, обладатель множества наград сегодня, он помогает сбываться мечтам таких, как Ольга.

Можно с каждой тренировкой испытывать себя на прочность, оттачивать элементы до совершенства, упорно идти к своему олимпийскому золоту. А можно рассекать лед на катке в любимом парке и представлять, что тебе рукоплещут трибуны или просто радоваться тому, что ты уже немножко победил законы физики и летишь сквозь пространство. В любом случае, это настоящее счастье. Особенно в городе, в котором во время зимней сказки сбываются любые мечты.