Итоги творчества — чаще всего, говоря об искусстве, мы видим перед собой результат, и его оцениваем. Хотя не он, по сути — искусство, а сам процесс создания. Он, увы, сложен, мучителен, и чаще всего не слишком увлекателен, как любой труд. И мало где это так показательно, как в кропотливой работе реставраторов. Уникальная возможность наблюдать сейчас есть в Русском музее. Где в в зале открытой реставрации идет первая комплексная научная реставрация больших полотен Григория Угрюмова «Взятие Казани 2 октября 1552 года» и «Призвание Михаила Фёдоровича на царство 14 марта 1613 года». И я напомню, что показывать процесс восстановления живописи — традиция Русского музея, недавняя его новация: беспрецедентным явлением в отечественной музейной практике стала вот такая открытая работа над «Последним днем Помпеи». Как и полотно Брюллова, вновь огромные полотна, для работы над которыми в зале установлены специально сконструированные комплексы, облегчающие работу мастеров, в том числе на высоте — более трёх метров. Там они сейчас работают на глазах посетителей и — учеников, и продолжат в течении — ещё двух лет… Если есть время для медитативного созерцания. А мы от процесса — к результатам. Из Русского музея — в Эрмитаж. Продолжаем знакомиться с выставкой «Бернардино Луини. К завершению реставрации». В деталях.