В гостях у программы «Утро в Петербурге» Сергей Екимов, художественный руководитель Хора Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, заслуженный деятель искусств России.

Ильдар Абитов, ведущий: Этому коллективу подвластны все музыкальные жанры – от западной классики до произведений современных композиторов. Их концерты проходят с аншлагом в России и за рубежом. Исполнителей около 100 человек, состав обновляется каждый год. Речь идет о хоре Санкт-Петербургской государственной консерватории, который 27-го ноября в Большом зале филармонии отметит свой 100-летний юбилей.

Ксения Бобрикова, ведущая: В праздничный вечер будет представлена вся антология хоровой музыки. Зрители услышат знаковые сочинения Арво Пярта, Альфреда Шнитке, Андрея Петрова. Почему хор – самый демократичный вид искусства? Сложно ли исполнять произведения современных композиторов?

Ильдар Абитов, ведущий: Расскажите, как появился хор Санкт-Петербургской консерватории, потому что время тогда было непростое.

Сергей Екимов, художественный руководитель Хора Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, заслуженный деятель искусств России: Мы занимались изучением архивов появления коллектива. Время действительно было непростое. Хор зародился где-то между 1922-м и 1928-м годами. В качестве даты появления назначили 1925-й год. Одновременно с хором появилась кафедра хорового дирижирования. Великие музыканты руководили ею вплоть до настоящего времени. Сейчас это одна из ведущих кафедр консерватории. А хор – лицо консерватории, потому что ни одно торжественное мероприятие не обходится без хора или хора и симфонического оркестра, которым руководит наш ректор Алексей Николаевич Васильев.

Ксения Бобрикова, ведущая: Ваш хор – профессионал экстра-класса, при этом официально коллектив считается учебным. Как такое возможно?

Сергей Екимов, художественный руководитель Хора Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, заслуженный деятель искусств России: Он прежде всего учебный. Хор нельзя назвать профессиональным в полном смысле: профессионалы зарабатывают деньги, студенты учатся, получая стипендию. Но каждый из них – будущий хоровой дирижёр, и каждый может встать на моё место и продирижировать практически любым произведением из завтрашней программы.

Ильдар Абитов, ведущий: Очень важный момент: состав обновляется каждый год в сентябре. Как удаётся удерживать высочайшую планку?

Сергей Екимов, художественный руководитель Хора Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, заслуженный деятель искусств России: Такова жизнь учебного коллектива. Пятый курс заканчивается, самые опытные уходят, получают дипломы. А первокурсники, которые только что закончили музыкальные колледжи со всей страны, летом проходят конкурс. Тринадцать человек зачисляются на бюджет. Поэтому каждый сентябрь коллектив обновляется, и поэтому мы даём концерт не в начале сентября, а 27-го ноября, чтобы подготовиться. За 3 месяца мы успеваем многое.

Ильдар Абитов, ведущий: Во-первых, это красиво. Во-вторых, масштабно и сложно. Что самое тяжёлое в управлении таким большим количеством людей?

Сергей Екимов, художественный руководитель Хора Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, заслуженный деятель искусств России: Фрагмент, который мы слышали, – это только половина состава. Мы ездили не всем хором – это 40 человек, наша концертная команда, которая была на фестивале «Хоровое братство» в Череповце на прошлой неделе. Самое сложное – организационная часть. Нужно правильно выбрать тех, кто придёт учиться. Затем правильно их учить по всем программам: хоровой класс, сольфеджио, гармония, теория, другие дисциплины. У нас занятия хорового класса, концерты, гастроли. Также, конечно, мы даём возможность студентам дирижировать этим же хором.

Ксения Бобрикова, ведущая: 27-го ноября в Большом зале филармонии зрителей ждёт обильное музыкальное угощение. На каких произведениях вы сделаете акцент в юбилейном концерте?

Сергей Екимов, художественный руководитель Хора Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, заслуженный деятель искусств России: Фрагмент, который звучал, – это академическая музыка, звучащая в храме. Это финал сочинения «Отче наш» Альфреда Шнитке – композитора, которого когда-то запрещали исполнять даже на концертной сцене. В программе завтрашнего концерта – маленький творческий отчёт. Сделать отчёт за век невозможно – это нужно огромное количество музыки.

Ксения Бобрикова, ведущая: Но вы всё-таки составили программу.

Сергей Екимов, художественный руководитель Хора Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, заслуженный деятель искусств России: Программа в основном из сочинений русской музыки. Единственный представитель западноевропейской культуры – Арво Пярт, юбиляр, которому исполняется 90 лет. Мы споём музыку композиторов, без которых невозможно представить звучание хорового коллектива: русская духовная музыка – Чесноков, Голованов, Чайковский. Затем композиторы, ставшие классиками: Пярт, Шнитке, Артемьев, недавно ушедший Родион Щедрин. Мы споём «Колыбельную» Щедрина, это будет первое исполнение в Петербурге, мемориальное приношение великому композитору. Затем – Петербургская композиторская школа. Многие композиторы будут в зале и, надеюсь, выйдут на поклон. В завершение прозвучит «Аллилуйя» Андрея Петрова из симфонии «Время Христа».

Ильдар Абитов, ведущий: Первое отделение завершит ваша композиция. Что услышат зрители?

Сергей Екимов, художественный руководитель Хора Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, заслуженный деятель искусств России: Это сочинение, связанное с нашим городом, точнее с Александром Невским. Это фрагмент моего хорового концерта, посвящённого святому благоверному князю Александру Невскому. Первое отделение – духовная музыка, второе – светская. Так мы построили программу.