В гостях у программы «Утро в Петербурге» Александра Кошелева, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности и ИТ в образовании Института психологии РГПУ им. А. И. Герцена, кандидат психологических наук.
Ильдар Абитов, ведущий: МВД составило список самых популярных фраз, по которым можно вычислить мошенников, использующих дипфейки – точные копии голосов. Одни из самых распространённых – «я в беде», «срочно нужны деньги» и «у меня проблемы, помоги». Почему, несмотря на то что многие знают, что эти фразы часто используют кибермошенники, они до сих пор позволяют так эффективно манипулировать жертвой?
Ксения Бобрикова, ведущая: Какие ещё формулировки должны сразу насторожить, стать сигналом немедленно прервать разговор?
Ильдар Абитов, ведущий: В список МВД также вошли и другие фразы, помимо тех фраз-индикаторов, которые я уже перечислил. Это «срочно переведи на карту», «это ваш руководитель, в связи с проверкой с вами будет связываться сотрудник ФСБ» и многие другие. Почему именно эти формулировки оказываются самыми распространёнными у преступников сейчас?
Александра Кошелева, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности и ИТ в образовании Института психологии РГПУ им. А. И. Герцена, кандидат психологических наук: Потому что эти формулировки запускают у нас автоматические программы поведения. Например, звонит ребёнок и говорит: «Мама, помоги». Это сигнал, чтобы я начала действовать в материнской роли. Что делает мать? Помогает. Когда мне звонит руководитель – я выполняю его распоряжение. Кроме того, в этих фразах содержатся важные моменты: стресс – «беда», «помоги», «случилось»; или, наоборот, расслабленность – «это ваш руководитель», «вам поручают». Мы действуем автоматически, как всегда на работе.
Ксения Бобрикова, ведущая: Вот ещё несколько фраз-крючков, которые тоже часто цепляют жертву, чтобы выманить у неё деньги: «я потерял телефон, звоню с чужого», «ваш близкий совершил правонарушение, вопрос можно решить быстро», «проголосуй по ссылке за дочь друга». Какие психологические приёмы здесь использованы?
Александра Кошелева, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности и ИТ в образовании Института психологии РГПУ им. А. И. Герцена, кандидат психологических наук: Те же самые. Либо создание стрессовой ситуации и дефицита времени: потерял телефон – значит, случилось что-то экстраординарное. Либо создание положительной эмоции и вызов человека на добрые дела: «проголосуй», «поддержи». Такое эмоциональное состояние лишает нас возможности думать, выключает критическое мышление. Мы не думаем – мы действуем.
Ильдар Абитов, ведущий: Если расширять этот список, какие фразы-крючки вы бы ещё выделили? Чем ещё пользуются мошенники?
Александра Кошелева, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности и ИТ в образовании Института психологии РГПУ им. А. И. Герцена, кандидат психологических наук: Нужно обращать внимание на всё, что связано с ограничением времени: «быстро», «срочно», «скорее». Нужно задуматься: «Моя должность вообще предполагает общение с сотрудниками министерств, представителями ФСБ?» Также, когда нас пытаются напугать: «ужас», «быстрее», «ваш ребёнок в больнице», «ДТП». Всё, что выбивает нас из равновесия.
Ильдар Абитов, ведущий: Более того, насколько я знаю, преступники часто в начале разговора говорят: «О нашем разговоре никто не должен знать».
Александра Кошелева, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности и ИТ в образовании Института психологии РГПУ им. А. И. Герцена, кандидат психологических наук: Да, и это действует как магическое заклинание. Это внушение. Они внушают идею о том, что ты должен сам принять решение, нельзя ни с кем советоваться, нельзя никому звонить.
Ксения Бобрикова, ведущая: Полиция рекомендует сразу вешать трубку при подобных формулировках, однако на практике это происходит нечасто. Что нам психологически мешает прервать разговор? Почему мы всё равно слушаем эту ерунду?
Александра Кошелева, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности и ИТ в образовании Института психологии РГПУ им. А. И. Герцена, кандидат психологических наук: Те же автоматизмы. Мы привыкли. Хорошее воспитание – «не вешай трубку», «выслушай до конца». Наш телефон всё-таки чаще источник полезных или приятных сообщений.
Ильдар Абитов, ведущий: Тем не менее к этому осмыслению, что нужно повесить трубку, надо прийти. Как человеку действовать в первые секунды, когда страх или интерес не дают сдвинуться?
Александра Кошелева, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности и ИТ в образовании Института психологии РГПУ им. А. И. Герцена, кандидат психологических наук: Самое главное – активизировать критическое мышление. Нужно приучить себя останавливаться. Можно внутренне сказать себе «стоп», можно ущипнуть себя, и задать вопрос, направленный на логический анализ ситуации. Это трудно, если ты в эмоциях.
Ксения Бобрикова, ведущая: Можно ли заранее продумать какую-то фразу, которую ты будешь всегда использовать, если звонит незнакомый человек? Что можно сделать, чтобы подготовиться?
Александра Кошелева, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности и ИТ в образовании Института психологии РГПУ им. А. И. Герцена, кандидат психологических наук: «Ой, плохая связь, я сейчас перезвоню». Плохая связь – идеальный вариант. Вы создаёте паузу.
Ильдар Абитов, ведущий: Есть ли смысл в эту паузу позвонить знакомому или близкому и рассказать о ситуации?
Александра Кошелева, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности и ИТ в образовании Института психологии РГПУ им. А. И. Герцена, кандидат психологических наук: Обязательно. Если звонит кто-то «от имени родственника», нужно позвонить этому родственнику. Если он ответит – всё ясно. Если нет – позвонить другим членам семьи, друзьям. Нужно получить социальную поддержку. Фраза «никому не рассказывайте» нужна им, чтобы никто нас не отговорил. Можно даже выйти к соседям.
Ксения Бобрикова, ведущая: Когда используют дипфейки, то есть ты буквально слышишь голос родственника, а тебе говорят, что что-то случилось, даже у сильного человека критическое мышление выключается. Что делать? Может, заранее договориться о кодовых словах?
Александра Кошелева, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности и ИТ в образовании Института психологии РГПУ им. А. И. Герцена, кандидат психологических наук: Можно придумать многое, спросить что-то, что знает только близкий человек. Но в стрессе мы чаще всего не вспомним. Поэтому лучше всё-таки прервать разговор и бросить трубку.