В гостях у программы «Утро в Петербурге» Валентин Белоусов, директор Выборгского Объединённого Музея-Заповедника.

Марианна Дьякова, ведущая: Во время укрепления откоса на северном валу Выборгского замка на метровой глубине был найден старинный кинжал, вероятно XIX века. Эта находка вызвала интерес среди историков и любителей древности. Судя по всему, был обнаружен традиционный кавказский кинжал типа кама.

Ильдар Абитов, ведущий: Однако каким образом этот предмет оказался в Выборге, остаётся загадкой.

Марианна Дьякова, ведущая: Бывали ли такие находки ранее? Это же случайная находка при ремонтных работах. В Выборге случалось такое?

Валентин Белоусов, директор Выборгского Объединённого Музея-Заповедника: Да, это случайная находка. Кинжал нашли рабочие. Сначала подумали, что это отзвук реконструкций, будто кто-то засунул кинжал в вал и забыл, но при изучении стало ясно, что вещь реальная, XIX столетия. Его изучили, очистили от грязи и ржавчины. По характерным креплениям рукоятки, костяным щёчкам, по отсутствию следов машинной обработки стало понятно, что это оригинальная вещь. К какому типу относится, сказать сложно. Кама – более изящный кинжал, с длинным клинком, сходящим на клин. Здесь, возможно, сломанный бебут – искривлённый кинжал, принятый на вооружение в последней четверти XIX века. А может, и подделка – типа каддары.

Ильдар Абитов, ведущий: Мы сказали, что есть предположение, что это кавказский кинжал.

Валентин Белоусов, директор Выборгского Объединённого Музея-Заповедника: Он по форме похож на кавказский кинжал, и это точно вещь XIX столетия.

Ильдар Абитов, ведущий: Казалось бы, где Выборг, где Кавказ. Как он мог сюда попасть?

Валентин Белоусов, директор Выборгского Объединённого Музея-Заповедника: В Выборгском замке квартировались инженерные команды императорской армии. Во второй половине последней четверти XIX века на вооружении стояли кинжалы, в том числе бебуты, и они были распространены. Я не специалист по XIX веку, сложно делать выводы, но это действительно так.

Марианна Дьякова, ведущая: Как вы думаете, могло ли быть такое, что он использовался, например, в бою?

Валентин Белоусов, директор Выборгского Объединённого Музея-Заповедника: Сложно сказать по состоянию. Он плохо сохранился, поэтому определить, использовался ли в бою, невозможно. Можно только предполагать.

Ильдар Абитов, ведущий: Вместе с кинжалом были ли другие находки?

Валентин Белоусов, директор Выборгского Объединённого Музея-Заповедника: К сожалению, это переотложенный слой, рядом не было других предметов. Но в валу находили разные вещи: монетки шведского времени – разменные, которыми расплачивались в повседневной жизни. Недалеко от кинжала, при археологическом исследовании, нашли кошелёк с медными монетами, сумма которых соответствовала солдатской зарплате.

Марианна Дьякова, ведущая: Почему эту находку и несколько других раритетов можно назвать знаковыми? Почему важно, что кинжал и другие предметы нашли на северном валу?

Валентин Белоусов, директор Выборгского Объединённого Музея-Заповедника: Археологии у нас немного, оружейная коллекция небольшая. Мы её формируем в том числе благодаря археологическим работам и случайным находкам. Состояние предмета не идеальное, но он иллюстрирует жизнь гарнизона второй половины XIX века и займёт место в коллекции, если удастся его укрепить.

Марианна Дьякова, ведущая: Вы празднуете 10-летие Объединённого Выборгского музея-заповедника. Что за эти 10 лет удалось сделать? Что считаете главным результатом?

Валентин Белоусов, директор Выборгского Объединённого Музея-Заповедника: Мы действительно празднуем 10-летие создания Выборгского объединённого музея-заповедника. За эти 10 лет произошли большие изменения. Из небольшого краеведческого музейчика мы выросли в крупный региональный музей, реализующий проекты федерального масштаба. Реставрационные процессы, которые сейчас проходят в замке, видны всей стране. Наши выставочные проекты и мероприятия признаны профессиональным сообществом и отмечены наградами. Если я начну перечислять, мы будем сидеть до утра.

Ильдар Абитов, ведущий: Планируются ли дальнейшие исследования северного вала? Возможны ли новые интересные находки?

Валентин Белоусов, директор Выборгского Объединённого Музея-Заповедника: Северный вал ремонтируется в рамках противоаварийных работ. Планируем закончить восстановление эскарповой стенки, откоса бастиона и создание бруствера с контрскарповыми габионовыми стенками до конца года. Впереди множество исследований: планируем противоаварийные реставрационные работы на восточном бастионе, который не ремонтировался более 100 лет. Планируем археологические раскопки в районе так называемой Матвеевой дыры – истории с подземным ходом, которая будоражит всех с конца XIX века. Планируем восстановить нижнюю часть восточного бастиона – полуостров с северо-восточной стороны, поднять его эскарповую стенку, сделать брустверное ограждение. Он приобретёт иной, непривычный современному человеку вид – таким, каким он был в XVIII-XIX веках, до утраты фортификационной значимости.