В гостях у программы «Утро в Петербурге» Николай Зыков, заместитель заведующего отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Сегодня в центре нашего внимания «Корпорация амстердамских стрелков». В преддверии открытия масштабной выставки «Искусство портрета. Личность и эпоха» будем изучать портрет в искусстве Нидерландов. Что это за явление и почему аналогичные произведения редко встречаются за пределами Голландии?
Николай Зыков, заместитель заведующего отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Во-первых, два слова о выставке. В декабре откроется большая экспозиция, посвящённая портрету. Это будет одна из главных выставок года, и о ней ещё не раз расскажем. А этот портрет, который всегда висит в экспозиции Эрмитажа, парный – у нас есть ещё одна картина того же художника и той же корпорации стрелков. Это один из ранних портретов стрелков – высшего буржуазного нобилитета Амстердама. Все знают «Ночной дозор» Рембрандта – это тоже корпорация стрелков, только более поздняя.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Это произведение сейчас в экспозиции и будет на выставке?
Николай Зыков, заместитель заведующего отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Да, через некоторое время при подготовке выставки его перенесут в другой зал. Это высшая буржуазия Амстердама, богатейшие люди, которые за свой счёт участвовали в охране порядка. Здесь, например, есть буква «е» на белом листе бумаги и внизу дата – 1561-й год. Второй портрет написан на 30 лет раньше тем же художником. Несколько лет назад в Эрмитаже уже проходила большая выставка голландских портретов, большинство из которых находится в Голландии. В мире единицы подобных работ вне страны.
Тимофей Зудин, ведущий: Как эти картины попали в коллекцию Эрмитажа?
Николай Зыков, заместитель заведующего отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Это одна из первых покупок – 1769-й год, приобретённое Екатериной II из коллекции графа Брюля, саксонского графа. Это фактически одно из оснований Эрмитажа. Основание музея – 1764-й год, а через 5 лет куплена коллекция Брюля. За пределами Голландии таких портретов минимум, и это большое наше счастье, что он у нас есть.
Тимофей Зудин, ведущий: Как Дирк Якобс пришёл к искусству портрета? Насколько значим его след в голландской живописи?
Николай Зыков, заместитель заведующего отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Промежуток в 30 лет – огромный срок для художника. Одна и та же корпорация вновь обращается к нему за заказом. Есть и другие парные портреты в коллекциях Амстердама. Якобс был востребованным мастером, его работы нравились заказчикам.
Тимофей Зудин, ведущий: Но востребованность не всегда означает гениальность.
Николай Зыков, заместитель заведующего отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Здесь зарождается сам жанр. Интересно сочетание пейзажа на заднем плане и изображений людей. Художник ищет решения, экспериментирует – это важные особенности его стиля.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: На какие детали стоит обратить внимание? Обычно дата ставится внизу, а здесь она выделена.
Николай Зыков, заместитель заведующего отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Здесь мы видим дату 1561, буква «е» и монограмма художника. Это интересно: автор подписывает не все работы, но уже стремится оставить своё имя на картине.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: По деталям изображения можно ли прочитать приметы времени, учитывая разницу в 30 лет?
Николай Зыков, заместитель заведующего отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Видно мушкет – это мушкетёры. Их кираса, амуниция, дорогие кубки, богатая одежда – всё это подчёркивает их достаток и статус в обществе.
Тимофей Зудин, ведущий: А фрагмент пейзажа выглядит фантастическим.
Николай Зыков, заместитель заведующего отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Да, и у меня ощущение, что этот пейзаж находится внутри помещения – как будто декоративный элемент интерьера. Это, конечно, мои догадки.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Одну из картин мы увидим на выставке, к которой готовятся и Эрмитаж, и наш телеканал, и весь город. Что ещё будет представлено?
Николай Зыков, заместитель заведующего отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Это большая выставка. Там будет портрет от античности до наших дней – широкий взгляд на жанр и его значение.