В гостях у программы «Утро в Петербурге» Алла Беленкова, психолог.
Людмила Ширяева, ведущая: Осень – привычное время золотых листьев, горячего чая и тревожных мыслей. Многие замечают, что именно в этот период появляется беспричинная тревога, усталость, нарушается сон и снижается настроение. А что, если мы скажем, что все наши тревожные состояния можно перерисовать?
Ильдар Абитов, ведущий: Причём в прямом смысле этого слова благодаря нейрографике, не просто рисованию, а психологическому методу, который через работу с линиями и фигурами на бумаге помогает навести порядок в мыслях и чувствах.
Людмила Ширяева, ведущая: Каким образом и что нужно рисовать, чтобы тревожность перерисовать во что-то более приятное?
Алла Беленкова, психолог: Когда мы рисуем, мы создаём впечатление. Мы из состояния тревоги делаем красоту. Это уже акт того, что, чувствуя тревогу, мы рисуем эстетику. И это позволяет успокоиться. Это в первую очередь очень важно.
Ильдар Абитов, ведущий: У нас здесь большое количество бумаги, фломастеров. С чего начнём?
Алла Беленкова, психолог: У нас бывает разный формат – когда есть по времени побольше, где-то час порисовать, где-то полчаса. Так как эфир прямой и короткий, предлагаю взять небольшие листочки бумаги, чёрный маркер – нейрографику обычно рисуют им. Прикрыть глаза и представить, где у меня чувство тревоги и какая она, просканировать.
Людмила Ширяева, ведущая: Допустим, тревога скапливается где-то в районе плеч, не получается расслабиться. Что нам это даёт?
Алла Беленкова, психолог: Это даёт то, что нам нужно представить, какая может быть эта фигура в виде тревоги.
Людмила Ширяева, ведущая: Что делаем дальше?
Алла Беленкова, психолог: Дальше нужно дополнить нейрографическими линиями те состояния, которые вы хотите иметь. Пририсовать себе спокойствие, радость.
Ильдар Абитов, ведущий: Как не перепутать лёгкое беспокойство с серьёзным тревожным расстройством? Где проходит грань?
Алла Беленкова, психолог: Сейчас объясню. Дальше мы ещё обязательно округляем, чтобы эту тревогу обуздать, внутренне создать баланс. В прямом смысле сглаживаем углы, сглаживаем тревожное состояние. Чувство тревоги присуще многим: работа, дети, скоро Новый год, стресс. Но если вы спите тревожно, учащается сердцебиение, повышенная тревога держится неделями – стоит обратиться к специалисту, к психиатру.
Людмила Ширяева, ведущая: Не будем себя до такого доводить, поэтому мы и создаём нейрографику, используем даже магию. Как должна работать эта магия? Мы сделали фигуру, нарисовали линии, сглаживаем углы. В момент рисования нужно что-то себе говорить, что-то чувствовать?
Ильдар Абитов, ведущий: Может быть, музыка должна звучать на фоне, медитативная?
Алла Беленкова, психолог: Музыка – очень хороший вариант. Но прежде всего слушаем ощущения в теле: что я чувствую, какие эмоции, мысли. Это называется саморефлексия. Это помогает прочувствовать, откуда и что это. Дальше добавляем цвета. Когда нарисовали фигуру и линии, начинаем вводить цвет – какое настроение я хочу. Вот, например, ощущение моря.
Людмила Ширяева, ведущая: Мы зарисовываем хаотично и не одним цветом?
Алла Беленкова, психолог: Да, можно не одним, поверх линий. Это важно – заносим цвет поверх линии, чтобы всё соединялось. Это элемент архетипирования. Две-три фигуры объединяются – создаём целостную картинку. Наша задача – перевести тревогу и переживание в красивое, цельное изображение. Больше кругов и плавных линий.
Людмила Ширяева, ведущая: Что, если не получаются круги?
Алла Беленкова, психолог: Это важный момент. Когда вы округляете, представьте, что вписываете полукруг не квадратиком, а именно по месту пересечения линий.
Людмила Ширяева, ведущая: Когда лучше делать этот приятный осенний ритуал – в одиночестве, с семьёй, утром, вечером?
Ильдар Абитов, ведущий: Нужно ли к нему как-то готовиться заранее?
Алла Беленкова, психолог: Выбирайте сами. Я люблю включать лёгкую музыку, выделять 15-20 минут вечером, анализировать день и давать команду мозгу переработать информацию в эстетический рисунок. После этого спокойно сплю.
Ильдар Абитов, ведущий: Для кого этот метод особенно подойдёт? Для детей, может быть, для старшего поколения?
Алла Беленкова, психолог: И детям, и взрослым. Сын у меня рисует с 9-ти месяцев, сейчас учится в художественной школе и любит со мной рисовать. Но и взрослым это очень полезно. Многие говорят: «Я не умею рисовать». А вспомним детей – не все умеют, но делают это с удовольствием.
Ильдар Абитов, ведущий: Кто-то дома создаёт рисунок, потом наступает момент интерпретации. Какие выводы нужно делать и какие вы можете сделать, глядя на наши рисунки?
Алла Беленкова, психолог: Линия – это наши мысли. У каждого мышление развито по-разному. У Ильдара, например, оно мобильное: много мыслей, идей, креатива. У Людмилы всё стабильно. Человек рационален, понимает, чего хочет, и быстро достигает целей.