Хрупкие и яркие произведения искусства из разноцветных стёкол — витражи. Они способны раскрасить даже серую петербургскую погоду. Особенно те, на которых изображены цветы.
Анна Смирнова, корреспондент:
Их можно найти в разных уголках. Надо лишь только посмотреть.
В поисках цветущих яблонь пока рано идти в сады или парки. Но мы знаем, где их увидеть — в доходном доме Щербакова.
Лариса Волкова, краевед:
Дом достаточно скромный, но всё же традиционные элементы модерна там присутствуют. И витраж он в этой же стилистике. Он очень хорошо вписывается в модерновую структуру. Чётко читаются яблоневые ветки. И всё это можно рассматривать как символ перерождения, символ весны, чего-то свежего, нового.
Мария Журавлева, волонтёр проекта «Витражи Санкт-Петербурга. Инвентаризация»:
Мы как будто видим в замороженном стекле цветки. Такой витраж очень редко появляется среди витражей в парадных Петербурга, потому что это настоящая картина, которая сделана художником на матовом стекле.
В доходном доме Глазера ярким цветом распустились маки, кувшинки и розы. Розы — необычные. Так графично этот цветок впервые изобразил шотландский архитектор и декоратор Чарльз Макинтош.
Лариса Волкова, краевед:
Макинтош придумал свою розу в самом конце XIX века — это где-то 1897 год. Этот дом постройки 1902 года. Буквально через несколько лет владелец этого дома подхватывает идею и размещает её на витраже своего дома. Это очень круто, потому что говорит о насмотренности и о знании человека в общем-то не высшего слоя.
Мария Журавлева, волонтёр проекта «Витражи Санкт-Петербурга. Инвентаризация»:
Здесь есть и фактура Муранезе, и опалесцентные стёкла, и кафедральные прозрачные рифлёные стекла, довольно редкое рюмочное стекло.
В Петербурге чаще чем в других городах витражи находятся именно в парадных. Цветные и узорчатые стёкла несут не только эстетическую функцию, но и вполне утилитарную. Они попросту закрывают вид на внутренние дворы. Даже в знатных домах.
Анна Смирнова, корреспондент:
В этом доме жили немало известных петербуржцев. Сейчас здание называют домом Набоковых. Знаменитый писатель упоминал в своих произведениях царящую здесь атмосферу вечного лета, которую в целом и создают эти расписные окна.
Лариса Волкова, краевед:
Это не простой набор цветов. Здесь можно разглядеть белую розу — это символ целомудрия, цветы шиповника — это символ любви и преданности, есть ромашка, которая тоже является символом чистоты и материнства. Это признание в любви хозяйке этого особняка — матери писателя Набокова.
Роскошные окна во дворце Юсуповых на Мойке и сегодня вызывают восхищение. Ветки сакуры, переплетающиеся в пространстве окон, не только переносят нас в пейзажи Японии, но и напоминают — этот дом на рубеже веков был самым богатым и модным.
Лариса Волкова, краевед:
Представители рода Юсуповых естественно имели возможность ездить по всему свету, что не было доступно обычному человеку. Несомненно они бывали в Европе, несомненно они почувствовали новейшее течение, новейшие тенденции. И скорее всего на заказ попросили изготовить себе вот такой витраж именно с японскими мотивами.
Стеклянное панно было изготовлено во Франции, что подтверждает этот автограф. В Турецком кабинете — витраж неизвестного автора, и здесь целый букет цветов: ветки сирени, ирисы, пионы.
Мария Журавлева, волонтёр проекта «Витражи Санкт-Петербурга. Инвентаризация»:
Для нас создаётся картина, как будто бы мы со стороны террасы загородного дома смотрим на улицу.
Цветочные мотивы часто встречаются в витражах эпохи модерна. Исторические разноцветные окна напоминают большие драгоценности в архитектурной оправе. Они — пожалуй, самое хрупкое, наследие Петербурга.