В гостях у программы «Утро в Петербурге» Лариса Либерман, врач-реабилитолог, ассистент кафедры реабилитологии факультета последипломного и дополнительного профессионального образования Педиатрического университета.
Николай Растворцев, ведущий: Мы одеваем детей теплее, закрываем форточки, боимся сквозняков. А правильно ли это? Может быть, секрет крепкого иммунитета не в укутывании, а в закаливании? Если да, то можно ли начинать это делать с рождения? Ведь новорождённый такой хрупкий. Начнём с главного мифа. Закаливание – это экстремальное обливание ледяной водой, желательно на улице, где температура -20-30, а то и -40. Или это нечто иное? Можно ли заниматься этим с первых дней жизни?
Лариса Либерман, врач-реабилитолог, ассистент кафедры реабилитологии факультета последипломного и дополнительного профессионального образования Педиатрического университета: Закаливание – дозированное и деликатное воздействие естественными физическими факторами: водой, воздухом и солнцем. Детей можно закаливать с первых месяцев жизни. Элементарные навыки ухода за ребёнком – переодевание, массаж, гимнастика – это уже закаливание. Главное, в каких условиях это проводится.
Николай Растворцев, ведущий: Как начать, чтобы не навредить? Кажется, что закаливание – это что-то экстремальное.
Лариса Либерман, врач-реабилитолог, ассистент кафедры реабилитологии факультета последипломного и дополнительного профессионального образования Педиатрического университета: Самое главное – постепенность. Есть последовательность: сначала воздушные ванны, потом сухое обтирание, затем влажное, после – обливание. Ребёнок учится адаптироваться: легче переносит вирусные заболевания и изменения погоды.
Ксения Бобрикова, ведущая: Когда лучше начинать, в какое время года? Сейчас ноябрь, прохладно, иммунитет снижен, вирусов больше. Ждём весны или начинаем сегодня?
Лариса Либерман, врач-реабилитолог, ассистент кафедры реабилитологии факультета последипломного и дополнительного профессионального образования Педиатрического университета: Закаливать ребёнка нужно в тёплое время года, когда адаптация проходит в более благоприятных условиях. Но если ребёнок новорождённый и родился осенью, нужно приучать его к элементам закаливания.
Николай Растворцев, ведущий: Что важнее – постоянство или интенсивность?
Лариса Либерман, врач-реабилитолог, ассистент кафедры реабилитологии факультета последипломного и дополнительного профессионального образования Педиатрического университета: Важно постоянство: мы понижаем температуру и увеличиваем длительность процедуры.
Ксения Бобрикова, ведущая: Если говорить об обливании, давайте обсудим технику. Сколько воды должно быть в ковше? Начинаем с ног или с головы?
Лариса Либерман, врач-реабилитолог, ассистент кафедры реабилитологии факультета последипломного и дополнительного профессионального образования Педиатрического университета: Обливание – первый метод закаливания новорождённых. После гигиенической ванны мы обливаем ребёнка. Когда готовим ванночку, набираем примерно 2 литра воды в кувшин или ковшик. После купания, когда вода в кувшине остынет, обливаем ребёнка: кладём на руку, спинкой наверх, обрабатываем стопы, голени, ягодицы, спинку, плечики. Снизу вверх. Голову не обливаем, это может быть неожиданно, если ребёнок не готов задерживать дыхание. Нужно сначала набрать в ванночку воду, потом опустить термометр. Если сделать наоборот, термометр покажет неправильную температуру, и вода может оказаться прохладнее или горячее.
Николай Растворцев, ведущий: Душ или ковш? Есть разница? В интернете много советов: тёплая ванночка, холодный душ.
Лариса Либерман, врач-реабилитолог, ассистент кафедры реабилитологии факультета последипломного и дополнительного профессионального образования Педиатрического университета: Из ковшика или кувшина лучше поливать – струя мягче. Душ не рекомендуем, потому что сложно настроить температуру. Детей старшего возраста можно обливать из душа, но нужно снять леечку и поливать мягкой струёй. В той же последовательности: ножки, голени, бёдра, животик, ягодицы, спинка, грудь, плечи.
Ксения Бобрикова, ведущая: Переходим к воздушным ваннам. Нужно ли специально раздевать ребёнка дома, просить ходить босиком? Это элемент закаливания? При какой температуре это делать?
Лариса Либерман, врач-реабилитолог, ассистент кафедры реабилитологии факультета последипломного и дополнительного профессионального образования Педиатрического университета: Нужно измерить температуру в комнате, проветрить, закрыть окно и подождать, когда она станет на 2-3 градуса ниже. Тогда можно переходить к воздушным ваннам. Если ребёнок маленький, открываем ножки, затем ручки, оголяем до пояса и постепенно оставляем только в трусиках. Начинаем с 2-3 минут. В течение недели понижаем температуру на один градус. Длительность увеличиваем до 30-40 минут за полтора месяца. Нижний предел – 18 градусов.
Ксения Бобрикова, ведущая: Если ребёнок ходит босиком дома – это закаливание?
Лариса Либерман, врач-реабилитолог, ассистент кафедры реабилитологии факультета последипломного и дополнительного профессионального образования Педиатрического университета: Ходить босиком полезно, укрепляет свод стопы. Комнату нужно регулярно проветривать раз в 2-3 часа, но не держать ребёнка на сквозняке.
Николай Растворцев, ведущий: Сон при открытой форточке – вы за или против?
Лариса Либерман, врач-реабилитолог, ассистент кафедры реабилитологии факультета последипломного и дополнительного профессионального образования Педиатрического университета: Я за сон на свежем воздухе.
Николай Растворцев, ведущий: Когда вы видите детей, которые выглядят как «капуста», что думаете?
Лариса Либерман, врач-реабилитолог, ассистент кафедры реабилитологии факультета последипломного и дополнительного профессионального образования Педиатрического университета: Это зависит от особенностей ребёнка. Если ему холодно, нужно одевать теплее. Если активен и много двигается, одевать легче.
Николай Растворцев, ведущий: Что нельзя делать в закаливании?
Лариса Либерман, врач-реабилитолог, ассистент кафедры реабилитологии факультета последипломного и дополнительного профессионального образования Педиатрического университета: Закаливание нужно прекратить, когда появляются признаки заболевания: респираторная инфекция, лихорадка, дискомфорт. Если ребёнок категорически отказывается, нужно подумать, в чём причина, и прекратить.