ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«И продолжим наш сегодняшний исторический выпуск. Мы показали тот город, которого нет, который хотели, но не смогли изменить большевики. А теперь давайте посмотрим на город, который они изменили. Который остался после советской эпохи. И эти следы тоже нельзя уничтожать и стирать из нашей памяти, с наших улиц и площадей. Ведь это всё часть нашей истории. А значит и часть нас. И наш Петербург сейчас – это такая большая книга, которую можно читать, когда ходишь по городу. Мемориальные доски – это текст. Различные исторические панно на стенах домов – это иллюстрации и картинки. Такая большая открытая книга, под названием «Летопись нашего города».
К сожалению, после развала СССР много страниц было вырвано из этой книги. Но всё равно очень многое сохранилось. Давайте откроем эту большую книгу на странице «Революция», почитаем, полистаем и посмотрим, что там есть интересного. Наталья Бандурина поможет нам её прочитать. Даже с вырванными страницами».
НАТАЛИЯ БАНДУРИНА, корреспондент:
«Говорят, Петербург – таинственный город, здесь столько секретов. Хочется возразить – это он для нелюбопытных такой. На самом деле, его можно читать как книгу, перемещаясь во времени и пространстве. А памятники, мемориальные доски и брандмауэры расскажут иногда о том, чего нет ни в одном учебнике».
Вот уникальная мемориальная доска, единственная такая в Петербурге, читаем:
«В этом доме в дни Октябрьского переворота 1917 г. находился и руководил на В.О-ве восставшим пролетариатом В.О. районный комитет Р.С.-Д.Р.П.»
Не в дни Октябрьской революции, как в основном писали, а именно переворота. Дело в том, что некоторые мемориальные доски со временем редактировались, эту по какой- то причине оставили в первоначальном варианте.
Рекордсменом по увековечиванию был, конечно, Владимир Ильич. К концу 70-х памятными досками о жизни Ленина были украшены фасады около ста домов. Вот уж не жизнь, а открытая книга.
В. И. Ленин был постоянным читателем Публичной библиотеки.
«3 (16) апреля 1917 года рабочие Петрограда, солдаты и матросы восторженно встречали возвратившегося из эмиграции В. И. Ленина».
«С этого балкона в ночь с 3 (16) на 4 (17) апреля, 16 (29) апреля и 4 (17) июля 1917 г. выступал перед революционными рабочими, солдатами и матросами Владимир Ильич Ленин».
НАТАЛИЯ БАНДУРИНА, корреспондент:
«О том, что Владимир Ильич делал во время последних суток уходящего 1917-го года, рассказывает мемориальная доска на стене артиллерийского училища на Комсомола, 22. А сутки у вождя мирового пролетариата выдались насыщенными. Он отпраздновал новый год с Надеждой Константиновной и рабочими, принял иностранных послов и даже пережил покушение».
На Ленфильме даже сняли фильм с Иннокентием Смоктуновским в роли Ленина, в основе которого легли реальные события тех суток.
С одной стороны, такой отчет о жизни Ленина кто-то сочтет слишком подробным. Возможно, но не в случае с человеком, который изменил ход истории огромной страны и мира.
НАТАЛИЯ БАНДУРИНА, корреспондент:
«До недавнего времени путь вождя был увековечен на брандмауэре дома на Сердобольской улице. Отсюда по Лесному проспекту затем по улице Лебедева через Неву шел он в Смольный. 8 километров, 300 метров. Ильич был в пути около 2-х часов».
Карта с ленинским маршрутом, где отправной точкой была его подпольная квартира, а конечной – Смольный (по сути, Революция) просуществовала до 2015 года. Дом не признан памятником, панно со временем разрушилось, и его попросту сбили, а фасад затянули зеленой сеткой. Теперь восстанавливать или нет роспись – на усмотрение компании, которая занимается ремонтом здания.
И совсем другая судьба у брандмауэра на проспекте Стачек. Во времена Перестройки, когда боролись со всем советским наследием, панно тоже хотели уничтожить, но оно выстояло, как рабочий-путиловец с флагом, изображенный на нем.
НАТАЛИЯ БАНДУРИНА, корреспондент:
«Место для панно выбрано не случайно, именно здесь в 1905-м, возле еще строящегося здания, того самого, на котором теперь развивается флаг «Пролетарии всех стран соединяйтесь» ружейными залпами остановили мирную демонстрацию рабочих, которые шли к Зимнему дворцу».
В конце 20-х брандмауэр украшало изображение рабочего со знаменем «Выше знамя ВКПБ», потом его заменили портретом Сталина, и только в 1965-м здесь появилось это самое панно «Революция», пожалуй, единственное столь масштабное, посвященное октябрьским событиям.
НАТАЛИЯ БАНДУРИНА, корреспондент:
«Памятники и мемориальные доски в Ленинграде почти всегда открывали по случаю юбилейных дат, в 1918 году был утвержден так называемый «красный календарь», с тех пор жизнь всей страны была ему подчинена – все в честь Великого Октября».
Большой концертный зал Октябрьский построили к 50-летию Великой Октябрьской революции. Но мало кто знает, скульптурную композицию «Октябрь», перед БКЗ автор Матвеев создал 40 годами раньше, в 27-м году. Многие, мягко говоря, не поняли, почему скульптор изобразил красноармейца, рабочего и крестьянина в обнаженном виде. В народе их тут же окрестили «Трое в бане». Разгадка кроется как раз во времени создания скульптурной группы.
Интересно, что Александр Матвеев был учителем Михаила Аникушина, автора фриза на здании концертного здания. И если всматриваться в него, то можно проследить всю историю революционного движения: это и расстрел мирной демонстрации (в руках рабочих отчетливо видны иконы), и отсыл к Французской революции (женский образ на баррикадах), а в центре прообраз того самого Ленина на Московской площади, которого мы все хорошо знаем.
Из 70-ти памятников Ленину в Петербурге осталось всего 17. Этот самый масштабный: высота постамента составляет 7 метров 44 см, высота скульптуры 8 метров 10 см. К столетию вождя постарались. Гранитный постамент даже сравнивают со знаменитым гром-камнем – тем, что под копытами коня Петра I. Он, кстати, почти сразу пошел мелкими трещинами. Они под пристальным наблюдением специалистов, а вот Ленин живее всех живых. Ни ветра, ни дожди ему не страшны.
А это единственный уцелевший памятник Дзержинскому. В Москве, на Лубянке, снесли, а у нас оставили. И у подножья почти всегда лежат свежие гвоздики. Наталья Фадеева водит экскурсии сюда. И с каждым годом все меньше и меньше слышит правильных ответов на вопрос, а кто это?
А вот женщина, которая была верной соратницей вождя мирового пролетариата, и вовсе незаслуженно забыта. В числе прочих сподвижников Ильича Надежда Константиновна Крупская увековечена в бронзе на аллее возле музея «Невская застава». И это даже не уходящая, а давно ушедшая натура.
Да, сейчас монументальная живопись кажется анахронизмом, пережитком прошлого, бронзовые изваяния часто не понятно о чем хотят нам сообщить. Но это наша история, застывшая на стенах домов Петербурга, на площадях и в скверах. И как бы мы к этому ни относились: с иронией, насмешкой, равнодушием, негодованием или восхищением – это часть нас. Нас сегодняшних. Это мы. И мы в силах не только сохранить, но и продолжить каменную летопись великой истории, великого города.