А сейчас мы в очередной раз обращаемся к неохватной выставке «Наш Авангард» в Государственном Русском музее. Неохватной хотя бы в силу замаха — на целую главу, которую написали в истории мирового искусства русские художники. Этого и той сложности, которую авангардное искусство по сей день вызывает у зрителей, я имею ввиду его понимания. Неудивительно, Малевич совершенно искренне полагал, что может разработать такую живопись, что она вместит все, что мы знаем и чувствуем — в одну упрощенную схему, и тем самым погасит великие конфликты нашей жизни. Видимо, схема не достаточно проста, а может было бы проще, если бы сами художники не пускались в пояснения. Малевич красиво рассуждал о космических кораблях и космологии, Кандинский — о музыкальном звучании своих картин. Даже Татлин, на что был прагматик, любил взорвать мозг советами учесть материальность объема и напряжение трехмерного пространства. На деле — есть что-то в авангарде. Что невозможно ни объяснить, ни логически обосновать. Мы любим это искусство, чаще всего не зная почему. А если этого недостаточно, прибегаем к помощи тех, кто знает — в рубрике «Личный выбор».
Личный выбор. Ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Государственного Русского музея Ирина Карасик о картинах выставки «Наш авангард»
8 ноября 2025, 00:15