ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«А теперь мы хотим  представить наш специальный репортаж этой недели. Он посвящён расследованию тайны Сергея Есенина. В этом году мы отмечаем 130 лет со дня его рождения. И через несколько дней исполнится ровно сто лет с того мрачного вечера, когда в 5-м номере гостинцы «Англетер» Сергей Есенин покончил жизнь самоубийством. Если верить официальной версии. И вот недавно стали  известны новые подробности, которые могут пролить свет на  тайну гибели Сергея Есенина в 5-м номере «Англетера». Очень театрально трагическая гибель. Одни только стихи, написанные кровью чего стоят. «До свидания, друг мой, до свидания». Маяковский потом на смерть своего друга написал: «Не откроют нам причин потери ни петля, ни ножик перочинный. Может, окажись чернила в «Англетере» вены резать не было б причины»…

Итак, наш главный вопрос, на который мы сейчас попробуем найти ответ: почему даже спустя 100 лет мы до конца не можем понять смысл строчек, написанных кровью в тот роковой вечер? Что хотел сказать Есенин? И что он не успел сказать? «До свидания, друг мой до свидания». Наталья Бандурина продолжит».


НАТАЛЬЯ БАНДУРИНА, корреспондент:
«Весна, 9 марта 1915 года. Молодой начинающий поэт по имени Сергей Есенин прибывает в Петроград. Прямо с Николаевского вокзала – Московского сегодня – он полный решимости и надежд выходит на Невский проспект и по дороге прямо у прохожих спрашивает, буквально, а как пройти к Александру Блоку? Где, мол, он живет?»

Наивно, дерзко, но он в итоге, Есенин, встречается со своим кумиром и тот, как это принято говорить, дарит ему путевку в жизнь. По достоинству оценивает его талант.

Зима, 24 декабря 1925-го, всего лишь 10 лет спустя, но город  уже сменил имя, что там страна, живет по новым законам и правилам. Известный в России и за ее пределами поэт Есенин, у которого тоже чего только в жизни уже не случилось за это время: браки разводы, уголовное преследование, психиатрические клиники, но самое главное, признание –  приезжает в Ленинград. А дальше вы все знаете. Гостиница «Англетер» как последнее место земного пребывания поэта.

По воспоминаниям современников, Есенин с пятью чемоданами приехал в Ленинград начинать все с чистого листа, по факту ему оставалось жить всего 4 дня.

Угол Вознесенского проспекта и Малой Морской. Гостиница Англетер. Так она выглядела до 1987-го года, когда было решено ее снести. Причина – не отвечала современным стандартам.

В 91-м году она была отстроена заново. Исторические фасады сохранили, а вот на месте номера на втором этаже, где случилось несчастье, теперь ресторан «Счастье». Печальная ирония.

НАТАЛЬЯ БАНДУРИНА, корреспондент:
«Высота этажей менялась, потолки становились выше, а поэтому того самого номера 5 не существует сегодня. Он как бы остался между первым и вторым сегодняшними этажами. Зато вид остался прежним с балкона на Малую Морскую улицу и Исаакиевский собор».

Этот вид из окна – последний в жизни поэта. Когда-то именно в этом номере 5 они останавливались с Айседорой Дункан в феврале 1922 года, но он им показался слишком холодным, и их почти сразу переселили в другой. Именно на трубе центрального отопления 28-го декабря 1925 года найдут Есенина в петле. Труба, по официальной версии, оставит ту самую вмятину на лице поэта, которую потом некоторые будут трактовать как удар чем-то тяжелым.

Акт, составленный на смерть Есенина участковым надзирателем Н.Горбовым:
«…мною был обнаружен висевший на трубе центрального отопления мужчина, в следующем виде, шея затянута была не мертвой петлей, а только одной правой стороной шеи, лицо было обращено к трубе, и кистью правой руки захватился за трубу, труп висел под самым потолком, и ноги от пола были около 1½ метров, около места где обнаружен был повесившийся лежала опрокинутая тумба, а канделябр стоящий на ней лежал на полу».

С этого момента будет важна каждая деталь. Сторонники версии самоубийства поэта и те, кто уверен в том, что уход из жизни Есенина не был добровольным, уже не один десяток лет приводят свои «за» и «против» в защиту той и другой версии.

Этого человека зовут Николай Николаевич Браун. Его отец, тоже поэт Николай Леопольдович Браун, был в номере Есенина и видел тело. Вместе с другом поэтом Лавреневым они были приглашены в качестве понятых, но оба отказались подписывать протокол, в котором причиной гибели значилось самоубийство.

Вот это отверстие под правой бровью со слов Николая Брауна отчетливо запомнил его отец, если присмотреться, то некое темное пятно действительно можно рассмотреть на фото. К слову, нет ни одного снимка затылка поэта. Чтобы обнаружить или не обнаружить выходное отверстие.

А это посмертная маска Есенина, которая была сделана  во время гражданской панихиды в Ленинграде. Андрей Васильевич Крутасов, известный литературовед и историк искусства, провел собственное  расследование, в своей книге предполагает, что темное пятно может быть огнестрельным ранением. Поскольку по диаметру совпадает с калибром пули от нагана.

А что происходило в жизни поэта в эти дни? Опять же, мы можем об этом судить только по воспоминаниям очевидцев. Друзья Есенина, супруги Устиновы, тоже жили в Англетере  и накануне гостили у поэта в номере. Елизавета Алексеевна вспоминает, что Есенин то пребывал в приподнятом, возбужденном состоянии, обещал боле не пить, то сваливался в меланхолию. А 26-го декабря случился такой разговор:

— Ах, тетя, если бы ты знала, как я прожил эти годы! Мне теперь так скучно!
— Ну, а твое творчество?
— Скучное творчество! — Никого и ничего мне не надо — не хочу! Шампанское, вот веселит, бодрит. Всех тогда люблю и… себя! Жизнь штука дешевая, но необходимая. Я ведь «божья дудка». Это когда человек тратит из своей сокровищницы и не пополняет.

Как известно, именно Елизавете Устиновой он показал порезы на руке. Объяснив, что не было в гостинице чернил и пришлось писать кровью. Это было стихотворение «До свидания, друг мой, до свидания». Сторонники официальной версии считают его  предсмертной запиской.

В 92-м году провели экспертизу с целью установить, чем все-таки было написано стихотворение Есенина и его ли это почерк.

Еще один очень важный документ. Заключение эксперимента Гиляревского, который производил вскрытие.

«На середине лба, над переносьем, — вдавленная борозда длиною около 4 сантиметров и шириною 1 1/2 сантиметра, под левым глазом — небольшая поверхностная ссадина; на шее над гортанью — красная борозда, идущая слева вверх и теряющаяся около ушной раковины спереди; справа борозда идет немного вверх к затылочной области. Ширина борозды с гусиное перо; в нижней трети правого плеча имеется кожная рана с ровными краями длиною 4 сантиметра; в нижней трети левого предплечья имеется одна рана, идущая в горизонтальном направлении и 3 раны в вертикальном направлении, эти раны около 3-х сантиметров каждая. Кости черепа целы».
1925 г., 29 декабря. Суд. мед. эксперт Гиляревский.

Евгения Мишина считают лучшим в России на сегодняшний день экспертом по случаям повешения. В начале 90-х к нему обратились потомки Есенина с просьбой дать свою экспертную оценку. В итоге Мишин оказался согласен со своим коллегой Гиляревским.

В 1989 году была создана так называемая «Есенинская комиссия», работа которой должна была поставить точку в этом историческом детективе. В ее состав вошли ведущие судмедэксперты, криминалисты, литературоведы. Заключение безапелляционное.

Ему было 30 лет, по нынешним меркам это молодой человек, часто еще не определившийся в жизни. У Есенина за плечами было 3 официальных брака,  13 уголовных дел, и вот-вот должно было выйти полное собрание сочинений, которого он очень ждал. Про таких как он говорят: не жил, а горел. Ранняя смерть как высокая плата за гений. Всегда на грани. Заигрывая с судьбой, всем своим существованием он на самом деле показал всем нам, как следует дорожить жизнью.