ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Прошло уже почти две недели с момента введения новых тарифов на платные парковки. И это уже достаточное время, чтобы сделать какие-то первые выводы. Как мы теперь будем жить в этих новых условиях.  В первую очередь, специалисты зафиксировали факт перераспределения потока между наиболее востребованными локациями и менее популярными. То есть оттуда, где было густо, теперь автомобили перетекают туда, где было пусто. Водители пытаются прибегнуть к незаконным ухищрениям. Например, закрывают номера различными предметами. Но это бесполезно. Камеры наружного наблюдения всё равно фиксируют не только номер автомобиля до того момента, как его сняли, но и того, кто этот номер снимал.

И на этой неделе в Центральном районе представители Комитета по транспорту и Городского центра управления парковками провели совместный рейд по платным парковкам. На Захарьевской улице выявляли и эвакуировали на штраф-стоянку автомобили без госзнаков. Там, где эвакуировать машину невозможно, выписывают штраф. 3000 рублей. Ещё раз напомню, что владельца можно установить по VIN-номеру машины или с помощью камер наблюдения. Специалисты отслеживают, кто и когда снял регистрационный знак с автомобиля.

Ну, а теперь давайте более детально рассмотрим, как работает эта новая система. Ведь парковка нынче в большой цене. Изменение стоимости парковки в исторических частях города – как это работает? И почему нельзя было откладывать это решение? Репортаж Никиты Пежемского».


За две недели водители почти привыкли к новым тарифам. Но многие до сих пор не могут понять, почему парковка на соседних улицах стоит по-разному.

Оказывается, новые тарифы рассчитаны исходя из базовой цены парковки. А её определили, опираясь на стоимость билета в общественном транспорте. Арифметика такая: цена двух поездок плюс повышающий коэффициент, добавить индекс потребительских цен, получается та самая базовая ставка – 200 рублей в час.

АЛЕКСАНДРА БАХМУТСКАЯ, заместитель председателя Комитета по транспорту Санкт-Петербурга:
«Этот тариф соответствует уровню загрузки парковочных мест от 50 до 70 процентов. Это наиболее желаемый для нас всех уровень загрузки. Для тех зон, где у нас низкий спрос на парковочные места, введен тариф 50% от базового, и он сейчас равен 100 рублям. В тех зонах, где мы фиксируем повышенный спрос на парковочные места, у нас есть увеличивающий коэффициент».

В Петербурге зарегистрировано почти два миллиона автомобилей. На 1000 горожан приходится свыше 300 машин – больше, чем в Москве. В среднем петербуржцы проводят в пробках почти пять дней в году.

Но движение замирает не только из-за количества машин. В центре катастрофически не хватает парковок. Водители ищут свободные места, бросают машины во дворах или паркуются вторым рядом. Это снижает общую скорость потока. Но увеличить количество мест невозможно физически.

МИХАИЛ КУРДЯЕВ, директор Городского центра управления парковками Санкт-Петербурга:
«В центральной планировочной зоне историческая застройка. Мы понимаем, что здесь очень стесненные условия. То есть там и пешеходам непросто. И мамам с колясками непросто. Поэтому мы с помощью платной парковки стимулируем людей не ехать в центр без особой необходимости на личном транспорте».

За соблюдением правил следит искусственный интеллект. Машины центра парковок буквально напичканы современным оборудованием. Это помогает точно распознавать нарушителей.

ВАДИМ ШЕХТМАН, специалист Центра парковок Санкт-Петербурга:
«В автомобиле находится системный блок, видеокамеры, и монитор. На одном маршруте работают, как правило, три автомобиля, которые начинают работать с разных точек входа – это три разные адреса».

Автомобили курсируют с интервалом в 15 минут. За одну смену камеры фиксируют до 1200 машин. Данные нарушителей отправляются на сервер, и система автоматически высылает уведомление о штрафе. Но совсем без людей никак. Специалисты Центра парковок пешком проходят до 30 километров за смену.

ЕГОР ЧУРСИН, специалист Центра парковок Санкт-Петербурга:
«Делаем вторую фотографию. Соответственно, в программу вводим ГРЗ данного транспортного средства. Стараемся делать без ошибок, адрес так же пишем. И, соответственно,  направить заявку. Выгружаем и следуем далее по маршруту».

Сейчас штраф нарушителю 3000 рублей. А оставить машину на рабочий день – 9 часов – по самому дорогому тарифу обойдутся дороже – в 3240. Но это, скорее всего, ненадолго.

АЛЕКСАНДРА БАХМУТСКАЯ, заместитель главы Комитета по транспорту:
«Логика проста. Стоимость нарушения не может быть ниже, чем стоимость оплаты парковки. Безусловно, размер штрафа будет повышен. Мы готовим сейчас соответствующие инициативы законодательные».

Доход города от платных парковок вырастет. По прогнозам за год он увеличится примерно вдвое и превысит 11 миллиардов рублей. Средства пойдут на развитие транспортной инфраструктуры. Еще один аргумент выбрать автобус или метро.

ДМИТРИЙ ПОПОВ, эксперт комиссии по транспорту и транспортной инфраструктуре Законодательного Собрания Санкт-Петербурга:
«Если они из автобуса все пересядут на личный автомобиль, автобус везет 150 человек, 75 автомобилей. С учетом динамического габарита, они будут занимать на две полосы на участке дороги длиной почти километр. И вот это людям не объяснишь. Он говорит, комфортабельно я хочу ехать и так далее. Вы не ехать хотите комфортабельно, вы хотите стоять в пробках комфортабельно».

Но поведение водителей все же начало меняться. Подтверждают это, прежде всего, специалисты Центра парковок. Которые каждый день выходят на улицы. Они, говорят автовладельцы, перестали спорить из-за парковочного места. А город  начал дышать свободнее.