В гостях у программы «Утро в Петербурге» Амвросий Тарасов, художественный руководитель проекта, доцент СПб института культуры, солист государственного оркестра русских народных инструментов «Метелица» и Константин Захарато, член жюри проекта, преподаватель музыкального училища им. Гнесиных, солист Академического оркестра русских народных инструментов им. Н. Н. Некрасова.
Тимофей Зудин, ведущий: При поддержке президентского фонда культурных инициатив во второй раз пройдёт музыкальный фестиваль, полностью посвящённый одному инструменту – «Балалайка во фраке». Он объединит профессионалов, виртуозов, продемонстрирует слушателям уникальные возможности этого трёхструнного чуда. Давайте начнём с истории. История балалайки, как уже не народного, а академического инструмента, начиналась в Петербурге. Именно здесь был представлен модифицированный инструмент и создан первый в истории оркестр.
Амвросий Тарасов, художественный руководитель проекта, доцент СПб института культуры, солист государственного оркестра русских народных инструментов «Метелица»: Абсолютно верно. Примечательно, что одной из площадок нашего конкурса-фестиваля является Санкт-Петербургский государственный институт культуры. Тогда это был дворец принца Ольденбургского. Именно там 27-го февраля 1887-го года в присутствии императора Александра III состоялось одно из первых выступлений Василия Васильевича Андреева. Так что у участников будет возможность прикоснуться к истории.
Марианна Дьякова, ведущая: Кажется, что инструмент уходит в глубь веков. Андреев модифицировал народный инструмент, он не с нуля создал балалайку. Насколько сильно изменилась та народная балалайка, и то, что мы видим сейчас?
Амвросий Тарасов, художественный руководитель проекта, доцент СПб института культуры, солист государственного оркестра русских народных инструментов «Метелица»: Изменения сильные. Раньше балалайка была народным крестьянским инструментом. Её могли сделать из половинки тыквы, высушить, воткнуть палку, натянуть жилки – и вот балалайка. Андреев первым начал сотрудничать с музыкальными мастерами, которые по его чертежам создали новый инструмент.
Тимофей Зудин, ведущий: Форму, количество струн, лады – всё это?
Константин Захарато, член жюри проекта, преподаватель музыкального училища им. Гнесиных, солист Академического оркестра русских народных инструментов им. Н. Н. Некрасова: Лады появились позже, потому что профессиональный уровень рос, и музыкантам требовалось всё больше ладов.
Тимофей Зудин, ведущий: Давайте поговорим о фестивале. Кто придумал такое необычное название и что оно символизирует?
Амвросий Тарасов, художественный руководитель проекта, доцент СПб института культуры, солист государственного оркестра русских народных инструментов «Метелица»: Название выбрано не случайно. Оно отсылает к Андрееву, поскольку именно он сделал из народной балалайки классический академический инструмент, исполнив свою мечту – «одел балалайку во фрак». Поэтому такое название нашего проекта.
Константин Захарато, член жюри проекта, преподаватель музыкального училища им. Гнесиных, солист Академического оркестра русских народных инструментов им. Н. Н. Некрасова: Красота Санкт-Петербурга обязывает быть во фраке.
Марианна Дьякова, ведущая: Фестиваль состоит из конкурсной программы и концертной. Несколько слов о том, кто принимает участие в конкурсе.
Амвросий Тарасов, художественный руководитель проекта, доцент СПб института культуры, солист государственного оркестра русских народных инструментов «Метелица»: В этом году мы решили не ограничивать рамки. Самому юному участнику 6 лет, верхняя возрастная граница не ограничена. Мы собрали более 500 человек из 63-х городов России и Беларуси.
Марианна Дьякова, ведущая: Шестилетний участник будет соревноваться со взрослыми?
Амвросий Тарасов, художественный руководитель проекта, доцент СПб института культуры, солист государственного оркестра русских народных инструментов «Метелица»: У нас есть разделение по возрастным категориям. Всего семь категорий.
Тимофей Зудин, ведущий: Помимо конкурсной программы, какие события ещё пройдут?
Константин Захарато, член жюри проекта, преподаватель музыкального училища им. Гнесиных, солист Академического оркестра русских народных инструментов им. Н. Н. Некрасова: Пройдут мастер-классы. Первые два дня уже состоялись, был концерт-открытие с государственным оркестром «Метелица» в Малом зале филармонии имени Шостаковича. Будет торжественное закрытие конкурса. Для меня важный день – 30-е октября. В Лютеранской церкви «Яани Кирик» мы сыграем концерт с коллективом «Трио Балалаек». Это будет камерная программа с роялем. Приглашаю всех желающих. Программа интересная: классическая музыка в обработке для трио, современная музыка и популярные произведения. Это будут неожиданные номера для слушателей, не знакомых с творчеством инструмента. Перед каждым номером я немного расскажу о сочинении – культурное просветительство с элементами небольшой лекции.
Тимофей Зудин, ведущий: Мы уже открыли для себя необычные грани балалайки. Какие скрытые возможности, по-вашему, таит этот инструмент?
Константин Захарато, член жюри проекта, преподаватель музыкального училища им. Гнесиных, солист Академического оркестра русских народных инструментов им. Н. Н. Некрасова: Даже конкурс показал, что на нашем инструменте можно делать что-то новое, придумывать новые приёмы звукоизвлечения. Молодые исполнители начинают экспериментировать, использовать разные средства выразительности, в том числе гитарные. Например, слайдер, который скользит по струнам. Современные композиторы часто это используют. Бывает, что играют даже деньгами, монетами – так ярче звучит.
Марианна Дьякова, ведущая: Насколько популярен инструмент сейчас? Насколько молодёжь вовлечена в занятия балалайкой?
Амвросий Тарасов, художественный руководитель проекта, доцент СПб института культуры, солист государственного оркестра русских народных инструментов «Метелица»: Отрадно, что у молодёжи просыпается интерес к балалайке. Думаю, это происходит отчасти благодаря нам. Мы стараемся продвигать идею Андреева, развивать инструмент. Сейчас появляются разные модификации – электро- и трансакустические балалайки.
Тимофей Зудин, ведущий: Бас балалайка – это уже канонический инструмент?
Амвросий Тарасов, художественный руководитель проекта, доцент СПб института культуры, солист государственного оркестра русских народных инструментов «Метелица»: В целом да. Он использовался в Великорусском оркестре Андреева. Надеюсь, таких проектов станет больше, и балалайка займёт достойное место.
Тимофей Зудин, ведущий: Какие качества нужны юному балалаечнику, если родители собираются отдать ребёнка на балалайку?
Константин Захарато, член жюри проекта, преподаватель музыкального училища им. Гнесиных, солист Академического оркестра русских народных инструментов им. Н. Н. Некрасова: Терпение, выдержка, усидчивость, регулярные занятия. Конечно, любовь к инструменту и музыке – это самое важное.