В гостях у программы «Утро в Петербурге» Алексей Папин, инженер-конструктор Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит».
Николай Растворцев, ведущий: Петербургские учёные совершили настоящий подводный прорыв. Инженеры северной столицы создали первый в России манифольд. Оборудование предназначено для сбора и распределения голубого топлива в районе острова Сахалин. Отечественных аналогов у установки нет. Зарубежные имеют чуть другие технические характеристики.
Ксения Бобрикова, ведущая: Когда манифольд начнёт собирать полезные ископаемые, над какими глубоководными устройствами ведётся работа сейчас, спросим нашего гостя.
Николай Растворцев, ведущий: Что такое манифольд? Какая у него основная функция? Почему было важно его создать?
Алексей Папин, инженер-конструктор Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит»: Постараюсь простыми словами. Придётся всё равно использовать некоторые технические термины. Вообще в целом манифольд – это элемент системы подводной добычи, который служит для того, чтобы собирать добываемый углеводород с нескольких скважин и объединять их в один единый трубопровод. Также там реализована система добавления необходимых реагентов.
Николай Растворцев, ведущий: Чтобы коррозии не было?
Алексей Папин, инженер-конструктор Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит»: Да, ингибиторы коррозии, антислеживающие добавки.
Николай Растворцев, ведущий: На глубине мы собираем нефть или газ, нужно его доставить на поверхность по трубопроводу, а первое распределение идёт под водой, а не над водой.
Алексей Папин, инженер-конструктор Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит»: Да, это элементы именно подводные, системы подводной добычи. Существуют, конечно, и плавучие сооружения, и гравитационные, но здесь мы говорим именно про подводные.
Ксения Бобрикова, ведущая: А без манифольда как это всё работает?
Алексей Папин, инженер-конструктор Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит»: Без него никак. Это один важный элемент, который как раз собирает и направляет дальше добытый флюид.
Ксения Бобрикова, ведущая: Как долго разрабатывался отечественный проект манифольда? Почему только у нашего машиностроительного бюро это получилось, а у остальных коллег нет?
Алексей Папин, инженер-конструктор Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит»: Проект манифольда разрабатывался и изготавливался в течение 2-х с небольшим лет. Проектировался нами, изготавливался здесь, в Колпино, на Ижорских заводах. Это известная информация. Но поскольку это был открытый конкурс по заказу Минпромторга России, это выполнялось в рамках опытно-конструкторской работы. В принципе, поучаствовать могло любое общество, любая организация. Но «Малахит», который входит в Объединённую судостроительную корпорацию, выиграл этот конкурс и, взяв на себя обязательства, выполнил эту сложную, но интересную работу.
Николай Растворцев, ведущий: В чём преимущество созданного вами манифольда? Что выделяет наш манифольд?
Алексей Папин, инженер-конструктор Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит»: Это именно то, что он отечественный. То есть это возможность уйти от иностранного оборудования, от закупки иностранных комплектующих, импортозамещения, локализации, производства на территории.
Николай Растворцев, ведущий: По технологии там что-то отличается?
Алексей Папин, инженер-конструктор Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит»: Манифольдов много в мире, но каждый по-своему уникален, поскольку каждое месторождение имеет свои технические характеристики – от глубины установки до характеристик грунта. Сам флюид, который добывается, имеет разные характеристики: где-то более агрессивная среда, где-то менее.
Ксения Бобрикова, ведущая: Какие габариты манифольда? На какой глубине он будет располагаться и как долго прослужит?
Алексей Папин, инженер-конструктор Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит»: Наш манифольд имеет в габаритах чуть меньше пятиэтажного дома. В длину 28 метров, в высоту около 21-го и в ширину 13 метров. Он спроектирован на глубину 500 метров.
Николай Растворцев, ведущий: Значит ли это, что один и тот же манифольд нужно переделывать под каждое месторождение?
Алексей Папин, инженер-конструктор Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит»: Совершенно верно. Определённый задел можно использовать: те же комплектующие, материалы. Но конфигурация зачастую всё-таки отличается. Бывает похожий, но это точечный заказ.
Ксения Бобрикова, ведущая: Правда ли, что ваш манифольд в агрессивной среде Тихого океана и на глубине полкилометра сможет прослужить 30 лет?
Алексей Папин, инженер-конструктор Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит»: Да, всё верно. В течение 30-ти лет он не ремонтопригоден. Достать его невозможно, только когда утилизация. Поэтому высокий показатель надёжности просто закладывается при проектировании, и вынужден он будет работать.
Ксения Бобрикова, ведущая: Когда он окажется на «Сахалине-3»? Или мы говорим про опытный образец?
Алексей Папин, инженер-конструктор Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит»: Мы говорим про опытный образец, который был изготовлен в рамках работы с Минпромторгом. То есть он служил для апробации новых технологий, для испытаний. Сейчас он может служить, например, для реверсированного инжиниринга какого-то оборудования, либо просто как наглядное пособие. В целом, конечно, определённый интерес у заказчиков присутствует. Это нефтедобывающие компании, эксплуатирующие.