В гостях у программы «Утро в Петербурге» Филипп Разенков, режиссёр-постановщик и Вячеслав Рязанов, актёр.

Николай Растворцев, ведущий: «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель…» Эти строчки Сергея Есенина знает каждый. Поэт с душой цвета русской осени. Голос, в котором звучала нежная любовь и отчаянная тоска. Это наша общая культурная ДНК. Его стихи читают, поют и цитируют.

Марианна Дьякова, ведущая: За хрестоматийным образом последнего поэта деревни скрывался живой, страдающий, крайне противоречивый человек. Увидеть его не сквозь призму мифов, а таким, каким он был со всей его болью, страстью, светом, взялись создатели мюзикла «Есенин». Уже на этой неделе в культурной столице России большая премьера, приуроченная к 130-летию со дня рождения поэта и столетию его ухода.

Николай Растворцев, ведущий: Филипп, образ Есенина в массовом сознании часто сводится к трём словам: поэт, хулиган, гуляка. Ваш спектакль пытается разобрать этот миф. Какого вашего Есенина, не хрестоматийного, не типичного, увидят зрители? Что было самым важным для вас в этой истории? Каким вы хотите его показать?

Филипп Разенков, режиссёр-постановщик: Это спектакль в жанре мюзикла, музыкальный спектакль. Музыка вскрывает все эмоциональные стороны. Эмоциональных сторон у Сергея Есенина было много. Человек с огромной эмоциональной амплитудой. Эту амплитуду мы хотим показать языком замечательной музыки композитора Евгения Загота, который написал мюзикл, это один из ведущих композиторов в жанре. Есенин – наша ДНК. Человек, который нам близок и понятен. Хотим показать человека, который живёт в каждом из нас.

Марианна Дьякова, ведущая: Формат нестандартный. Есенин и мюзикл как будто бы не до конца сходятся, но это инструмент, посредством которого вы хотите показать амплитуду. Несложно ли было с Есениным и мюзиклом в соединении этих явлений?

Филипп Разенков, режиссёр-постановщик: Музыка спектакля очень эмоциональна и сложна для исполнения. На главного исполнителя ложится огромная нагрузка. Спектакль заканчивается психологически сложным монологом «Чёрного человека», подводящим итог жизни Есенина. При этом он остаётся светлым человеком, любимым всеми. Есенин, несмотря на пучину страстей, проходит путь грешника к свету, остро реагируя на происходящее вокруг. Понять его вне политического и исторического контекста невозможно. Об этом много сказано, поэтому не буду углубляться.

Николай Растворцев, ведущий: Вячеслав, вы играете Сергея Александровича Есенина, говорите его словами, поёте. Чувствовали ли вы особую связь? Как настраивались?

Вячеслав Рязанов, актёр: Особая связь с детства, я родом из Тулы – это соседняя к Рязани область. Природа и ментальность похожи, Есенин для нас и моих земляков как великий старший брат. Всё в его стихах отзывается внутри, навевает воспоминания из детства и болезненные воспоминания о утерянном. Когда становишься зрелым, возникает есенинская тоска. Тоска у Есенина – активная, он возводит её в абсолют. Его громкие провокационные действия – это тоска.

Николай Растворцев, ведущий: Насколько будут современны или аутентичны костюмы? Как будете передавать атмосферу и быт?

Филипп Разенков, режиссёр-постановщик: Мне кажется, что музыкальный театр – это театр метафоры. Мы наследуем традиции оперного театра, где всё несколько утрировано и обобщено. Показать жизнь Есенина за два с небольшим часа сценического времени можно только через метафоры, вкладывая в них правильные смыслы, чтобы передать глубину этой выдающейся личности. Главное – не навешивать ярлыки хулигана. Всё это было, но не главное. Главное, что человек остаётся чист перед собой, признаёт свои порочные стороны и стремится обратиться к свету, вовлекая нас в это.