В гостях у программы «Утро в Петербурге» Дарья Кетова, куратор лаборатории «Своё место» и Валерия Шарапова, режиссёр, театральный педагог, победитель проекта Своё место» 2023 года.

Ильдар Абитов, ведущий: С 26-го октября по 2-е ноября, в дни школьных каникул, в рамках фестиваля профессий пройдет четвертая сайт-специфик лаборатория «Своё место». Её главная задача – дать возможность школьникам создать собственные спектакли. Приём заявок уже завершен, впереди премьеры, и, кажется, самое интересное ещё только начинается.

Ксения Бобрикова, ведущая: Какими постановками удивят подростки? Кто поможет им воплотить творческие идеи – расскажем прямо сейчас.

Ильдар Абитов, ведущий: Дарья, первый вопрос к вам. Что такое сайт-специфик лаборатория?

Дарья Кетова, куратор лаборатории «Своё место»: Сайт-специфик – это создание театральных спектаклей, постановок и перформансов в нетеатральных пространствах. Мы выходим за пределы привычной сцены и погружаемся в другую среду, которая диктует свои условия. В нашем случае – это здание бывшего Варшавского вокзала, где и пройдут спектакли и мастер-классы лаборатории и Большого фестиваля профессий.

Ильдар Абитов, ведущий: То есть пространство становится частью спектаклей?

Дарья Кетова, куратор лаборатории «Своё место»: Конечно. В некоторых постановках – смысловой частью. Ведь вокзал – место встреч, расставаний, открытий. Это сама по себе метафора пути. На новом вокзале, например, есть библиотека – она тоже вносит свои смыслы. Даже звуки вокруг становятся элементом спектакля.

Ксения Бобрикова, ведущая: Валерия, вы входили в экспертный состав, отбиравший заявки. Какие темы волнуют подростков? О чем они хотят говорить со зрителем?

Валерия Шарапова, режиссёр, театральный педагог, победитель проекта Своё место»: Подростки хотят, чтобы с ними говорили на равных. Они не считают себя детьми, просто у них меньше опыта. Им важно, чтобы с ними общались честно, без табу, и чтобы взрослые помогали им выразить то, что они сами пока не могут сформулировать.

Ильдар Абитов, ведущий: О чём им хочется говорить честно?

Валерия Шарапова, режиссёр, театральный педагог, победитель проекта Своё место»: Им нужно чувствовать, что взрослый рядом, что они не одни. Что тот «апокалипсис», который они переживают, – не конец света. Им важна не столько надежда, сколько ощущение поддержки и понимания.

Ильдар Абитов, ведущий: Только о проблемах речь идет, или есть и поиск решений?

Валерия Шарапова, режиссёр, театральный педагог, победитель проекта Своё место»: Конечно, есть. Например, одна из заявок посвящена постиронии: взрослые актёры будут говорить о мемах, молодежном сленге, о том, как преодолеть пропасть между поколениями альфа и зумеров.

Ильдар Абитов, ведущий: Дарья, с 17-го октября началась подготовка проектов. В чем заключается помощь взрослых?

Дарья Кетова, куратор лаборатории «Своё место»: Это масштабная работа – нужно найти артистов, подростков и взрослых, которых заинтересует история, предложенная режиссером. У нас три режиссерские истории: первая – о взаимопонимании поколений, вторая – о переживании первой утраты, третья – о Пушкине. Последняя будет в формате рэп-баттла, где молодежь попытается осмыслить культуру и наследие поэта.

Ксения Бобрикова, ведущая: Валерия, вы проводите мастер-класс по режиссуре «Как создать спектакль от идеи до воплощения». Что важно учитывать подросткам?

Валерия Шарапова, режиссёр, театральный педагог, победитель проекта Своё место»: Я люблю работать с подростками – они не знают, как надо. У них нет взрослого чемоданчика с инструментами, тревогами и комплексами. Они просто пробуют. Благодаря этому они честнее, смелее и свободнее.

Ильдар Абитов, ведущий: В чём польза таких постановок для зрителей?

Дарья Кетова, куратор лаборатории «Своё место»: Пока это скорее эскизы, им ещё предстоит вырасти в полноценные спектакли. После каждого показа обязательно проходит обсуждение. Главная цель лаборатории – не просто показать результат, а рассказать, что театр – это интересно, живо, и что режиссёр бывает не только в кино. Мы хотим наладить диалог между детьми и родителями. Часто им трудно найти общие темы, а спектакль даёт точку для разговора. После обсуждения зрители могут открыть для себя театр заново и, возможно, прийти снова – например, в «Театральный проект 27».