В гостях у программы «Утро в Петербурге» Алексей Мирошниченко, руководитель балетной труппы Пермского театра оперы и балета, заслуженный артист России.
Василий Киров, ведущий: Мы продолжаем отвечать на самые важные вопросы. Где находится край света? Чем закончилась история любви Орфея и Эвридики? Как звучат вариации Чайковского для виолончели с оркестром? Ответы на эти вопросы можно будет найти в Большом драматическом театре имени Товстоногова во время гастролей Пермского театра оперы и балета.
Людмила Ширяева, ведущая: Гастроли состоятся 4-го ноября и будут посвящены 100-летию театра. В Петербурге впервые представят три одноактных балета. Все подробности узнаем и обсудим прямо сейчас.
Василий Киров, ведущий: Три балета, на первый взгляд, разные, но они всё-таки вместе. Что их объединяет?
Алексей Мирошниченко, руководитель балетной труппы Пермского театра оперы и балета, заслуженный артист России: Их объединяет хронология музыки. Мы не выносим это на афишу, но это действительно три века русской музыки: Чайковский – XIX век, Стравинский – XX, Владимир Раннев – XXI. Кроме того, вариации на тему рококо – мой личный оммаж Баланчину, а Баланчин работал со Стравинским. Дальше «Орфей» – это такая же пара композитор-хореограф, как Чайковский и Петипа. Больше, к сожалению, подобных тандемов не появилось. «Ultima Thule» – это уже крайнее выражение чего-либо: терпения, скорости. У Самодурова в этом балете предельные амплитуды, вращения, предельная динамика. Это взгляд в будущее, что дальше. Получается симметричная композиция: в первом и третьем балетах занято по 7 солистов, а в «Орфее» – вся труппа. Он самый многолюдный и красочный.
Людмила Ширяева, ведущая: В Петербурге искушённая публика, здесь любят балет, театры, новые постановки. А чем вы можете удивить зрителей? Есть ли какие-то необычные художественные или технические решения?
Алексей Мирошниченко, руководитель балетной труппы Пермского театра оперы и балета, заслуженный артист России: Все три балета очень красивые. «Орфей» особенно необычен. Мы с художниками искали пространство, которое было бы лаконичным. В первом мире – голубое небо, как в Центральной Греции, и древняя олива. Второй мир контрастный – это подземное царство, где никто из нас, к счастью, не был. Художник Алёна Пикалова предложила потрясающее решение – сделать срез, как в соляных шахтах. Это рисунок настоящего соляного карьера. Там холодно, всё хорошо сохраняется, но это напоминает и туман, и дым от жертвенных курильниц. Дальше мы возвращаемся в знакомое пространство, но с другим настроением цвета. Центральная часть – «Орфей» – миф потрясающей красоты. Иннокентий Анненский говорил, что древнегреческий миф не только определяет материал, но и формы нашей творческой мысли. Это первая попытка установить отношения человека со смертью, и каждый делает это по-своему.
Людмила Ширяева, ведущая: Грим какой красивый.
Алексей Мирошниченко, руководитель балетной труппы Пермского театра оперы и балета, заслуженный артист России: Да, потому что это двуединство Эроса и Танатоса – любви и смерти. Орфей не только потерял любимую, он поэт. Совершив свой катабасис, он выполняет предназначение поэта – перейти за грань очевидного, приподнять завесу неизвестного и нащупать связь между мирами, которые, по сути, одно и то же.
Василий Киров, ведущий: Если вы заговорили о форме, мы пока можем судить о балете только по фотографиям. Видим, что всё зрелищно и современно, несмотря на древнегреческий сюжет. Как вы оцениваете будущее современного балета? Для многих балет – это классика, каноны, русская школа. А здесь совсем другой взгляд.
Алексей Мирошниченко, руководитель балетной труппы Пермского театра оперы и балета, заслуженный артист России: Да, это современно, но мне не хотелось лишать спектакль мифологичности. Можно было, как часто делают, поставить оперу в современном интерьере, но здесь важно сохранить дух мифа. Прошлое уже не вычеркнуть, настоящее определяет будущее. Если сейчас есть живая классика – значит, будущее балета выглядит уверенно.
Людмила Ширяева, ведущая: В создании балета участвует много профессионалов – на сцене и за кадром. А для вас лично, когда работаете, что главное? О чём думаете – о зрителе, о посыле? Что должен почувствовать зритель, приходя на этот вечер?
Алексей Мирошниченко, руководитель балетной труппы Пермского театра оперы и балета, заслуженный артист России: Самая главная задача хореографа – точно выразить идею в пластике, чтобы она соотносилась с музыкой. В «Орфее» мир людей – все оттенки терракота, мир Аида – оттенки серого, а боги – золотого. Есть Аид и Персефона. Интересно, что в мифе есть второй план: Персефона – не только владычица подземного мира, но и богиня плодородия. Полгода она проводит внизу, полгода – с матерью Деметрой наверху. У древних греков было два времени года – зима и лето. Зима – смерть, лето – жизнь. Это взаимопроникновение жизни и смерти и есть главное. Поразительно, как человечество выразило это в такой прекрасной форме.