Илья Шевченко, корреспондент:
Хорошая книга – вещь бесценная. Торжество авторской мысли, пространство для размышления. Но знаете ли вы, что книга может быть арт-объектом? Её можно и читать, и созерцать.
Произведения не только печати, но и искусства. Познакомиться с ними смогли все желающие на третьем «Форуме коллекционеров». Книга художника – жанр, возникший в ХХ веке. На первый план здесь выходит эстетический облик, при этом внешняя форма может быть любой. Например, этот ящик – издание пьесы Сергея Третьякова «Противогазы» 1924 года. Бытовой мелодрамы про трагедию на газовой магистрали. Автор художественного воплощения Михаил Карасик.
Тимофей Марков, коллекционер, издатель:
Михаил взял такой ящик, который похож на ящики, в которых хранились противогазы. Собственно говоря, противогаз и внутри картонные листы. На каждом листе выполнена литография в два цвета. Это фотографии начала ХХ века, каким-то образом связанные с противогазами. А на другой стороне напечатан уже вот текст пьесы.
Такая работа – не иллюстрация сюжета, а самостоятельный художественный объект, почти независимый от фабулы произведения. Но бывают книги, в которых текст пишется самим читателем.
Михаил Погарский, поэт, художник (Москва):
Это книга «Вольный ветер блуждающих строк». Она содержит сто миллионов стихотворений, где каждая строка взаимозаменяемая. И как бы мы ни вращали, всегда будем получать новые стихотворения.
Иные знаки в строках проводов,
Аккорды неоконченных признаний
Колышутся на линии стихов,
Сверяя парадоксы отрицаний.
Вариативные книги, как их называет Михаил, бывают в разных форматах: как с разрезанными строками, так и с вращающимися кругами, на каждом из которых по несколько слов. Художник таким образом пытался передать сложность пути поэта и материализовать мучительный творческий процесс.
Но бывают книги художника, не похожие вообще ни на какую типографскую продукцию. Эта «Вавилонская башня» из бетона – тому пример.
Виктор Ремишевский, художник:
Здесь никакого текста нету, но есть литеры. Это пока ещё даже не буквы. Буквы, они могут появиться при одном условии, когда мы эти литеры соберём в определённый ряд – смысловой ряд, безусловно, и напечатаем.
Башня никак не скреплена и уже много раз разрушалась и собиралась заново. Это отличает книжный объект от скульптуры. По задумке Виктора, каждый может жонглировать литерами, переставляя их, и формировать новые смыслы. В этом и заключается главная идея любой книги художника.
Вера Андроханова, искусствовед, заведующий сектором «Библиотека книжной графики» МЦБС им. М. Ю. Лермонтова:
Ну это такой редкий жанр, когда художник творит в рамках как бы книги, но в то же время из этих рамок выходит. Сначала ты видишь в ней одно, а потом ты начинаешь
понимать, какую мысль туда художник вложил, и всё глубже в неё проникаешь. То есть это такая интеллектуальная, в общем-то, часть искусства.
Книга художника, как правило, мало тиражна или вовсе в единичном экземпляре. Автора ограничивает только собственное воображение. Разнообразие материалов, техник и творческих методов соединяется с литературой и открывает её по-новому.