«Балтийский дом» — XXXV Международный театральный фестиваль в самом разгаре. Первая из наших зарисовок с него — свежая премьера Театра имени Моссовета, худрук Евгений Марчелли поставил гоголевскую «Женитьбу».
Представлять ее иначе как в деталях конкретной постановки — нелепо, насколько известно произведение, причем, не только само, тот редкий случай, когда в литературе укоренен образ спектакля. Помните «12 стульев»? Агафья Тихоновна ходит по проволоке с зонтиком: «Я хочу Подколесина!», вместо Яичницы — выносят яичницу на сковороде, и т.д. Театр Колумба — такая пародия на Мейерхольдовщину. Но, вообще, сколько бы и каких не было постановок, суть, привлекающая театр — та же, что привлекала Гоголя, удивительная близость смешного и страшного. Фантасмогоричность того, что вынесено автором в название — женитьба, свадьба, брак. Мы знаем, что это на самом деле, но упорно представляем совсем не так.
Чтобы особо не витийствовать — это как Новый Год! Мы все знаем, что это: стрелка перейдет — вот и все! На деле, напоминать? Уже скоро опять все начнется — «Здравствуй, Дедушка Мороз!» Взрослые люди всерьез будут рассуждать о чуде, загадывать желания, наряжать елки, нести благоглупости, как будто так и полагается. Пока стрелка… А потом приходит утро и… Как и многое в жизни, это смешно, когда об этом думаешь и страшно, когда проживаешь. «Женитьба» — просто очень яркий рассказ. Его оценил Виктор Высоцкий.