Победим. И вернемся. И радость вернем.
И сумеем за все наверстать.
Неспроста к нам приходят неясные сны
Про счастливый и солнечный край.
После долгих ненастий недружной весны
Ждет и нас ослепительный май.

В этих строках, казалось бы, что примечательного, в контексте 80-летия Великой Победы — и действительно? Если бы не одно — эти слова поэт-фронтовик Алексей Сурков написал в один из самых трагических дней войны в 42-м, подо Ржевом. Осознание того, что это, по сути, пророчество, передает словам ощущение совершенно особенной правды. Его, важнейшее в коллективной памяти, ищут поэты, артисты, художники — прежде всего в документальной подлинности искусства тех лет.

Как яркий пример — фантастическая выставка во Всероссийском музее декоративного искусства в Москве — шедевры советских мастеров лаковой миниатюры, созданные в военные годы. Декоративные, орнаментальные картинки — настоящие свидетельства эпохи. Поразительно. Запечатленными, вот так, остались сражения и их герои, и те, кто их ждал в тылу, и даже военные песни – «В землянке» или «Письмо с фронта». Музыкальная хроника эпохи — уже у нас, на концерте в Капелле.

Культурный проект Музыкального театра имени Шаляпина «Победа. Реквием и ода» объединил музыкантов, певцов и актеров, хроники военных лет и кадры кинофильмов. С общим посылом: помните — Анна Орловская.