В гостях у программы «Утро в Петербурге» Ольга Русанова, психолог.
Людмила Ширяева, ведущая: Сегодня все чаще можно услышать новое модное слово «бэдроттинг». От английского «бэд» – кровать и «роттинг» – гниение. Звучит странно, но за этим термином скрывается понятная многим практика – остаться дома в кровати и ничего не делать. Без гаджетов, без обязательств, без суеты, просто побыть наедине с собой.
Василий Киров, ведущий: Для одних это способ восстановиться и перезагрузить психику, для других — тревожный сигнал, что человек в прямом смысле слова выпал из жизни. Где проходит грань между здоровым отдыхом и началом депрессии?
Людмила Ширяева, ведущая: Раньше все отдыхали на подушках, под одеялом, на диване, и тут целое движение – бэдроттинг. Что это такое, с точки зрения психологии? Насколько это новинка для нас?
Ольга Русанова, психолог: Конечно, это не новинка, всё новое – хорошо забытое старое. С точки зрения психологии, это сигнал о том, что нервная система перегружена и включила энергосберегающий режим, как батарея на телефоне. Мозг просто отключается и требует перезагрузки.
Василий Киров, ведущий: В целом это нормальная ситуация. Но где найти золотую середину между отдыхом и ситуацией, когда человек занимается бэдротингом 24/7, не выходит из дома и всё время находится в кровати?
Ольга Русанова, психолог: Здесь всё зависит от контекста, продолжительности и влияния на жизнь. Когда человек интуитивно ощущает, что нужна перезагрузка, он ложится в постель и ничего не делает – это нормально.
Василий Киров, ведущий: Какой промежуток времени?
Ольга Русанова, психолог: Если это день или выходные, это нормально.
Людмила Ширяева, ведущая: То есть два дня?
Ольга Русанова, психолог: Да. Если человек осознанно к этому подходит, говорит: «Я устал, я позволю себе отдохнуть, полежать, ничего не делать». При этом он не испытывает чувства вины, продолжает есть, пить воду, принимать душ, общаться – это нормально. Но, если человек лежит неделями, и состояние управляет им, он не может встать, испытывает муки совести, постоянно себя корит, перестает общаться и выполнять жизненно важные функции, то личная гигиена и питание отодвигаются.
Людмила Ширяева, ведущая: Бэдроттинг может перерасти в депрессию?
Ольга Русанова, психолог: Да, это первый сигнальчик. Маркером является то, что человек лежит неделями, не может встать и прекращает жизненно важные функции, перестает общаться, взаимодействовать с окружающими, работать или учиться.
Василий Киров, ведущий: А как близкие могут помочь, если в семье есть такой человек?
Ольга Русанова, психолог: Нужно объяснить, что это не смертельно и не грех обратиться за помощью. Если состояние продолжается больше недели-двух, стоит обратиться к специалисту. Можно использовать простые правила: бережно относиться к себе, без чувства вины, начинать с микрошагов.
Василий Киров, ведущий: Давайте перечислим.
Ольга Русанова, психолог: Первый шаг – встать, поставить чайник. Второй шаг – дойти до кухни, взять кружку. Следующий шаг – постоять 5 минут у окна. Ничего глобального, и хвалить за каждый шаг: «Здорово, классно, просто потрясающе».
Людмила Ширяева, ведущая: Как не доводить себя до состояния постоянного лежания в кровати, но при этом находить баланс между занятостью и отдыхом?
Ольга Русанова, психолог: Главное – бережно относиться к себе, быть внимательным и прислушиваться к своим чувствам. Если мозг устал и хочет отдыха, спросите себя, что вы чувствуете. Позвольте себе отдохнуть, пережить эти эмоции, но не доводите до того, что мозг просто «схлопнется».
Василий Киров, ведущий: В рабочем графике это сложно. Можно ли устроить небольшую паузу, сказать коллегам, что мне нужно побыть одному?
Ольга Русанова, психолог: Да, 5 минут достаточно каждые 3-4 часа. Встаньте к окну, посмотрите в одну точку, прислушайтесь к себе, задайте вопросы: «Что я чувствую? Как я дышу?» Сделайте спокойные вдохи.
Людмила Ширяева, ведущая: Может, лёгкую зарядку сделать?
Ольга Русанова, психолог: Да, пятиминутка самоанализа, и можно немножко подвигаться.