В гостях у программы «Утро в Петербурге» Антон Танонов, художественный руководитель фестиваля «Петербургские дожди», председатель Союза композиторов Санкт-Петербурга.
Николай Растворцев, ведущий: Если осень — это время вдохновения, петербургский дождь – лучший аккомпанемент. В октябре в нашем городе пройдет III фестиваль современной музыки «Петербургские дожди».
Марианна Дьякова, ведущая: Слоган «Петербургские дожди» – «сумасшедшие романтики». Что скрывается за этим девизом?
Николай Растворцев, ведущий: Это про композиторов, которые в XXI веке пишут симфонии, или про слушателей, которые ищут новые смыслы сложной музыки?
Антон Танонов, художественный руководитель фестиваля «Петербургские дожди», председатель Союза композиторов Санкт-Петербурга: Это одновременно и композиторы, и наши слушатели. Сейчас время цифровых технологий и искусственного интеллекта, но музыку творят живые люди. Композиторы со своими эмоциями и душой пытаются донести свои мысли до слушателей. В XX веке современная музыка была областью экспериментов. Сейчас идёт цифровизация и разворот в сторону публики. Музыка – клапан эмоций, позволяет пробиться через корку и задеть внутренние душевные струны.
Николай Растворцев, ведущий: В одном интервью вы сказали, что фигура композитора сегодня замалчивается. Почему так происходит и как ваш фестиваль исправляет несправедливость, выводя композитора на передний план?
Антон Танонов, художественный руководитель фестиваля «Петербургские дожди», председатель Союза композиторов Санкт-Петербурга: Часто говорят, что у нас нет композиторов, ищем новую национальную интонацию. Это неверно. Есть прекрасные композиторы, которые развивают традиции от Глинки и Шостаковича до сегодняшнего дня. Наша задача – рассказать про этих композиторов. Слушатели на концертах могут задать вопросы композиторам. Для композитора прийти на концерт – святая обязанность.
Марианна Дьякова, ведущая: Фестиваль посвящен 95-летию Андрея Петрова. Где прослеживается связь его музыки и произведений фестиваля?
Антон Танонов, художественный руководитель фестиваля «Петербургские дожди», председатель Союза композиторов Санкт-Петербурга: Андрей Петров повлиял на многих композиторов, прежде всего своей киномузыкой. Мы отдаем дань памяти маэстро. Он возглавлял Союз композиторов 42 года, оставил глубокое ментальное и творческое наследие. 9-го октября в Академической капелле состоится концерт, посвященный его музыке: второе отделение – его любимые мелодии для кино, первое – симфонические произведения и скрипичный концерт в исполнении Михаила Крутика. Любители музыки Петрова смогут прикоснуться к его симфонической стороне.
Николай Растворцев, ведущий: Запланирована серия концертов. Многие зрители, впервые видя афишу, думают, что современная музыка сложная и непонятная. Какой ключ к ней? Главный критерий – искренность и эмоциональное воздействие?
Антон Танонов, художественный руководитель фестиваля «Петербургские дожди», председатель Союза композиторов Санкт-Петербурга: Сейчас наступает ренессанс музыки XX века. То, что казалось сложным и экспериментальным, превращается в рутину. На уроках киномузыки я привожу пример: сложнейшая музыка с кластерами и ударами по нотам в концертном зале вызывает отторжение, но в кино эти элементы органично вписываются. Всё зависит от концепции композитора и готовности слушателя открывать новое.
Марианна Дьякова, ведущая: Дайте гид по программе фестиваля. Где обязательно быть, что будет грандиозного?
Антон Танонов, художественный руководитель фестиваля «Петербургские дожди», председатель Союза композиторов Санкт-Петербурга: Каждый концерт дорог. Всего 7 концертов состоится в Дубовом зале Союза композиторов. Вход свободный по регистрации, при необходимости открываем дополнительные места. Площадки-партнеры – Академическая капелла и Эрмитажный театр. 6-го октября концерт «Петербургское бельканто», пианист Алексей Гориболь с солистами представит программу «От Глинки до Леонида Десятникова». 18-го октября состоится премьера документального фильма «Непокорённый. Тема с вариациями» о Борисе Тищенко, ученике Шостаковича. Спикеры – Олег Виноградов, Борис Эйфман, ведущие композиторы. Завершение фестиваля – программа «Сумасшедший корабль» в Доме искусств, бывшем кинотеатре «Баррикада», общежитие гениев начала XX века, где творили Грин, Зощенко, бывал Герберт Уэллс. Композиторы вдохновились этим и создали программу по произведениям предшественников.
Николай Растворцев, ведущий: Вы говорите о возрождении традиции Ленинградской школы композиторов. Как сегодня выглядит Петербургская школа? Чем дышит, какие перспективы?
Антон Танонов, художественный руководитель фестиваля «Петербургские дожди», председатель Союза композиторов Санкт-Петербурга: Появляются лидеры. В Союзе более 200 композиторов и музыковедов, но чаще звучат 15-25 имён. Это не потому, что других не хотим исполнять, а потому что их музыка сильнее влияет. Горжусь, называя Леонида Резетдинова, Светлану Нестерову, Александра Радвиловича, Николая Мажару, Алексея Крашенинникова. Недавно прошел конкурс Рахманинова, сопоставимый с конкурсом Чайковского. Петербуржцы получили вторую и третью премию, студент консерватории – 6-е место. Петербургская композиторская школа жива и уверенно идёт вперед.