В гостях у программы «Утро в Петербурге» Сергей Морозов, художественный руководитель – директор театра «На Литейном».

Марианна Дьякова, ведущая: «Звёздные псы» – новая постановка режиссёра Дмитрия Крестьянкина в театре «На Литейном». Это не документальная история о первых космонавтах-собаках, об испытаниях, экспериментах, радостях и трагедиях.

Николай Растворцев, ведущий: Премьера состоится сегодня, 25 сентября. У нас есть возможность узнать все детали постановки.

Марианна Дьякова, ведущая: Когда мы говорим о космосе, обычно вспоминаем героических покорителей, космонавтов прошлого и настоящего. Почему вы решили поставить спектакль о собаках-космонавтах?

Сергей Морозов, художественный руководитель – директор театра «На Литейном»: Эта идея принадлежит режиссёру Дмитрию Крестьянкину. Для меня было важно пригласить его для работы с нашим коллективом. Когда Дмитрий предложил тему собак-космонавтов, это было неожиданно и вызывающе. Мы старались не впасть в мультяшность, сохранив серьёзность взрослого театра. Дмитрий тонко и умело работает с документальным материалом, поэтому всё, что зрители увидят на сцене, имеет историческую подоплеку и театральную художественную реальность. Спектакль сочетает героизм, верность стране, большую идею, преданность человеку. Он поднимает вопрос о том, что важнее – большая идея или личное сердце? Что человек может и должен делать? Когда следует ставить интерес общества или страны выше личного? Здесь переплетаются разные темы.

Николай Растворцев, ведущий: В вашем театре есть актёры и сотрудники, которые привыкли к собакам. Принимали ли собаки участие в фотосессиях, репетициях и будут ли на сцене?

Сергей Морозов, художественный руководитель – директор театра «На Литейном»: Я уважаю профессиональный уровень артистов, но есть театральное правило: собаку не переиграешь. В спектакле живых собак на четырёх лапах нет, хотя наблюдения артистов были во многом взяты из домашних питомцев. В фотосессиях участвовала собака Оскар – пёс актёров Дарины Якушевой и Сергея Якушева. Моя собака, австралийская овчарка аусси Тайгер Вуд, уже взрослая собака, мы прогуливаемся с ним каждое утро по Петроградской стороне.

Марианна Дьякова, ведущая: Спектакль основан на документальных фактах, но это не документальная история. Сколько здесь фактов, а сколько художественной фантазии?

Сергей Морозов, художественный руководитель – директор театра «На Литейном»: Первые собаки, полетевшие в космос, это Белка и Стрелка, это факт. Но они были не единственными собаками, участвовавшими в экспериментах и подготовке полётов. В спектакле отражены трудности подготовки, дрессировки, случаи, когда собаки не возвращались. Есть реальные имена собак из хроник и документов. Но самое важное – это чувства, которые нельзя задокументировать: страх, радость, восторг, сомнение и растерянность. На финальном выпуске зрители предложили предупреждать заранее и добавлять платочки в программку. На генеральном прогоне я наблюдал реакцию зала – зрители эмоционально воспринимали спектакль.

Николай Растворцев, ведущий: Насколько вы рассчитывали, что подростки и молодое поколение придут, узнают и будут сопереживать этим темам?

Сергей Морозов, художественный руководитель – директор театра «На Литейном»: Дмитрий тонко чувствует поле общения с подростками. Первоначально спектакль был нацелен на подростковую аудиторию, но в итоге стал спектаклем для семейного просмотра. Рекомендовано детям от 14-ти лет, но младшие дети спокойно могут смотреть вместе с родителями. Семейный поход в театр важен для обеих сторон диалога: ребёнок видит реакцию взрослых, взрослые видят восприятие ребёнка. Это помогает задумываться и пересматривать свои взгляды.

Марианна Дьякова, ведущая: Более непредвзято.

Сергей Морозов, художественный руководитель – директор театра «На Литейном»: Да, взгляд ребёнка может быть более искренним и истинным, чем накопившиеся взрослые знания и информация.

Марианна Дьякова, ведущая: Взрослым без детей тоже можно приходить?

Сергей Морозов, художественный руководитель – директор театра «На Литейном»: Вполне, но с платочком. В спектакле много юмора, трогательные и хрупкие сцены, узнаваемые человеческие ситуации.