В гостях у программы «Утро в Петербурге» Светлана Боголюбова, профессор кафедры экономики и управления в сфере услуг СПбГЭУ, д.э.к.
Николай Растворцев, ведущий: Мы остаемся в теме лета, тех впечатлений, которые мы получили за июнь, июль и август. Многие открыли для себя новый формат отдыха. Вместо шумных курортов – уединенные деревенские домики, вместо многоэтажных отелей – глэмпинги с панорамными окнами на лес. Спрос на экоотдых вырос в разы.
Марианна Дьякова, ведущая: Но вместе с тем в интернете появилось и море разочарований. Кто-то вместо обещанного рая получил комаров и холодный душ, кто-то заплатил за «эко» немалые деньги, но так и не понял, в чем здесь экологичность. Если говорить об этой тяге к экоотдыху, – это какой-то новый тренд? Появилось желание быть наедине с природой?
Николай Растворцев, ведущий: Это временная мода, постковидная история?
Марианна Дьякова, ведущая: Это задержится у нас?
Светлана Боголюбова, профессор кафедры экономики и управления в сфере услуг СПбГЭУ, д.э.к.: Говорить о том, что мода это или что-то новенькое, – будет неверно. Это всегда было свойственно нашему русскому человеку. Мы дикарём выезжали, ходили в походы с палатками, с рюкзачками. В Советском Союзе в это движение было вовлечено более миллиона человек. Сейчас много факторов – здоровье, гармония личности, саморазвитие, самопознание, внутренний баланс.
Николай Растворцев, ведущий: Это еще и комфорт. Одно дело, как в фильме «Три плюс два», мы уехали и делим пляж камушками, другое дело – когда предлагают экоотель.
Светлана Боголюбова, профессор кафедры экономики и управления в сфере услуг СПбГЭУ, д.э.к.: Отдыхать и чувствовать, что тебе дышат в спину или кто-то рядом притирается – это не вариант спокойного и комфортного отдыха. Сегодня появилась тяга убежать от городской суеты, побыть наедине с собой, в природе, восстановиться, чтобы опять влиться в рабочий ритм. Пандемия тоже способствовала тому, что люди стали больше обращать внимание на отдых, связанный с природой. Если есть спрос, есть и предложение – бизнес быстро среагировал, предлагая экопродукты, экоотели, глэмпинги. Сегодня много предложений и эконом-класса, и базы отдыха, и отдых дикарями с палатками, и комфортные варианты.
Николай Растворцев, ведущий: Но есть претензии. Обещали экоотель с фермой – получили деревянный домик с двумя кроликами. Заплатили за глэмпинг как за пятизвездочный отель – генератор шумит, горячая вода по расписанию. Где грань между аутентичностью, где ты один на один с природой, и неудобством? За что мы готовы заплатить?
Светлана Боголюбова, профессор кафедры экономики и управления в сфере услуг СПбГЭУ, д.э.к.: Эти примеры относятся к недобросовестной рекламе, по сути, мошенничеству. «Эко», «био» – маркетинговые ловушки, на которых зарабатывают.
Николай Растворцев, ведущий: Как отличить настоящее от подделки?
Светлана Боголюбова, профессор кафедры экономики и управления в сфере услуг СПбГЭУ, д.э.к.: Основной аттрактор – природа. Смотрим на экосистему: чем она разнообразнее, тем здоровее природа, тем здоровее будет отдых. Читаем отзывы, смотрим локацию, рядом не должно быть свалок, промышленных предприятий.
Марианна Дьякова, ведущая: А комфорт?
Светлана Боголюбова, профессор кафедры экономики и управления в сфере услуг СПбГЭУ, д.э.к.: Смотрим на инфраструктуру. «Эко» – значит из натуральных продуктов, с экологичными технологиями: солнечные батареи, утилизация отходов. Но проблема в том, что у нас это не разработано законодательством. Что такое глэмпинг, какие к нему требования – нигде не прописано. Предприниматели ориентируются на зарубежный опыт, где это развито. Нужно, чтобы государственные структуры ускорили процесс разработки законодательства и нормативов, обеспечивающих качество.
Николай Растворцев, ведущий: Ваши советы помогут многим спланировать отдых, но за этим трендом стоит образование. Ваш университет, который отмечает 95-летие, готовит студентов, занимающихся экономикой, сферой услуг, отелей, глэмпингов. Много ли студентов хотят связать жизнь с этой сферой?
Светлана Боголюбова, профессор кафедры экономики и управления в сфере услуг СПбГЭУ, д.э.к.: Мы недавно отметили и 30-летие нашей кафедры. Мы стояли у истоков образовательного процесса в сфере туризма, сервиса. За это время выпустили огромное количество специалистов, которые стали успешными предпринимателями, возглавляют гостиничные корпорации и предприятия в России и за рубежом. Кадры есть, но темпы роста индустрии и задачи, поставленные правительством, требуют больше специалистов.