Екатерина Сюзёва, корреспондент:

1093 километра маршрутов, 324 километра сетей, 931 состав, 5 парков, 46 линий и один петербургский троллейбус. Именно в городе на Неве действует самая длинная в России и вторая в мире троллейбусная сеть. Чтобы разобраться, в чём особенность Петербургского троллейбуса и почему это транспорт будущего, окунёмся в историю.

Почти 90 лет назад, 21 октября 1936 года на улицах Петербурга появился новый вид транспорта. Первый троллейбусный маршрут соединил Красную площадь, ныне Александра Невского, и площадь Труда. Тихий, манёвренный, вместительный и комфортный. Троллейбус быстро завоевал любовь и популярность у жителей Ленинграда.

Павел Ялышев, начальник группы экспозиционно-выставочных программ Экспозиционно-выставочного комплекса городского электрического транспорта:

На первых порах на троллейбусе просто катались. На остановке стояла большая очередь из желающих проехать. Милиционер пассажиров, которые говорили: «А я обратно поеду», выгонял со словами: «Имейте совесть, дайте другим покататься».

Первая модель, ЯТБ-1, собиралась на Ярославском автомобильном заводе. К началу Великой Отечественной войны в городе действовало уже 5 троллейбусных маршрутов, на линии выходило 76 машин, а общая протяжённость контактной сети превысила 36 километров.

Павел Ялышев, начальник группы экспозиционно-выставочных программ Экспозиционно-выставочного комплекса городского электрического транспорта:

Конечно, первое время после войны троллейбусов не хватало, потому что какая-то часть машин была уничтожена во время войны, необходим был ремонт. И когда появились первые МТБ-82, конечно, троллейбусная сеть начала активно расширяться.

С 60-х годов троллейбус наравне с другими видами транспорта осваивал новые микрорайоны. К началу 90-х маршрутов уже было 50, а троллейбусов почти полторы тысячи. Однако, уже в первые постсоветские годы расширение троллейбусной сети прекратилось. Последняя запущенная модель, ЗИУ-9, курсировала по Петербургу вплоть до середины 10-х годов XXI века.

Екатерина Сюзёва, корреспондент:

Новая жизнь петербургского троллейбуса началась в 2017 году. Тогда на улицы города впервые вышли составы с увеличенным автономным ходом. Новая технология позволила очистить небо города от контактных сетей, но при этом сохранить важные транспортные артерии.

За последние восемь лет в городе появилось больше двухсот инновационных троллейбусов. Работают они не только в центре города. Новые технологии позволили продлить путь их следования и до отдалённых спальных районов без прокладки контактных сетей. Например, в этом году открыли маршруты № 51 и № 52 в Выборгском и Приморском районах.

Сергей Винокуров, заместитель директора парка по ремонту подвижного состава:

Основные модели это ПКТ-6281, потом Синара, Белорусская машина БКМ АКСМ-32100Д и Транс Альфа Вологды. Из них Белорусские машины и Синара это троллейбусы с увеличенным автономным ходом. Может преодолевать расстояние без контактной сети более 30 километров.

На данный момент в Петербурге уже на 15 маршрутах постоянно действуют троллейбусы с увеличенным автономным ходом. Новая модель, Синара, поступила в парки весной этого года. Самым популярным же остаётся «Адмирал». Он выходит на линии, не требующие долгой автономной работы. При этом выбор моделей позволяет адаптировать выпускаемые составы в зависимости от изменения дорожной ситуации.

Сергей Винокуров, заместитель директора парка по ремонту подвижного состава:

Участок на под контактной сети. Троллейбус проезжает весь участок, и он в этот момент заряжает аккумуляторные батареи, чтобы следующий участок проехать на автономном ходу.

Соотношение доступности, экологичности и адаптивности, как говорят профессионалы, позволяют считать троллейбус одним из самым перспективных транспортов современного города.