ЕКАТЕРИНА СЮЗЁВА, корреспондент:

Остатки вековой копоти забиты в морщинах лакового слоя. Шедевры Угрюмова больше двухсот лет украшали стены Воскресенского зала Михайловского замка. Теперь эти следы от ниш, в которых экспонировались картины, словно приоткрывают тайну того, как полотна будут выглядеть после масштабной реставрации.

Тонкая полоска яркого неба на картине почти сразу скрывается за слоем постаревшего лака. «Взятие Казани 2 октября 1552 года» и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» создавались по личному заказу Павла I специально к открытию Михайловского замка в 1800 году.
Ремонт залов, освещение масляными и газовыми светильниками, множественные выставки и эвакуация. 225 лет жизни или, как выражаются реставраторы, бытования двух полотен выдались насыщенными. Но несмотря на всю схожесть, сохранились шедевры по-разному.

ОЛЬГА КЛЁНОВА, ведущий художник-реставратор отдела Реставрации станковой масляной живописи Государственного Русского музея:

Разные холсты, разный состав грунта и разный подход технологический в написании. То, что он на «Взятие Казани» очень много переписок своих собственных допускал, уточнял, изменял, что-то наслаивал. И вот эта их разница, она тоже очень для нас важна, поскольку после реставрации картины опять будут парно висеть в одном зале, и нам нужно, чтобы они воспринимались, как картины одного художника.

За двухвековую историю полотен проводились только локальные консервационные мероприятия. Холсты дублировались, прорывы закрывались заплатами, восполнялись утраты красочного слоя. Но сейчас, спустя 30 лет после последних работ, «шрамы» и следы тонировок тоже успели постареть.

ОЛЬГА КЛЁНОВА, ведущий художник-реставратор отдела Реставрации станковой масляной живописи Государственного Русского музея:

Они отличаются по цвету, они такие седоватые, мутноватые и достаточно с размытыми краями, что говорит о том, что они, скорее всего, заходят на авторскую живопись.

Главная проблема полотен – «жёлтый фильтр». Так реставраторы называют слои потемневшего лака. Он скрывает главную особенность картин – колорит Григория Угрюмова. Соседи полотен по Воскресенскому залу: «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» и «Испытание силы Яна Усмаря», уже проходили реставрацию и показали, каким на самом деле ярким был стиль художника.

ОЛЬГА КЛЁНОВА, ведущий художник-реставратор отдела Реставрации станковой масляной живописи Государственного Русского музея:

Очень зримые изменения произойдут на изображении пейзажа дальнего плана, где полыхает город, сейчас это всё такое коричневое, но мы увидим рыжий огонь, мы увидим серый дым, мы увидим синий кусок, фрагмент неба. Сейчас это всё очень сближено и не читается в той степени, в которой, наверное, хотел это изобразить художник.

Уже почти два месяца обе картины проходят один из самых важных этапов реставрационного процесса – стратиграфическое и химическое исследование. Определение структуры произведения, слой за слоем, позволит очертить план работ так, чтобы с точностью до миллиметра очищать полотно от следов времени.

ЕКАТЕРИНА СЮЗЁВА, корреспондент:

Совсем скоро научные сотрудники Русского музея проведут реставрационный совет, на котором определят дальнейшую судьбу двух шедевров. Ну а петербуржцам вновь выпадет удивительный шанс следующие два года наблюдать за филигранной работой мастеров через окна зала открытой реставрации.