В гостях у программы «Утро в Петербурге» Оксана Головичёва, адвокат.
Ксения Бобрикова, ведущая: 23-е сентября на календаре. Для кого-то это разгар рабочей недели, а кто-то собирается в отпуск. Ведь сейчас бархатный сезон на курортах. Но что делать, если рейс задержали, а ещё хуже – отменили?
Тимофей Зудин, ведущий: Как подготовиться к поездке в аэропорт? Что делать в такой ситуации?
Ксения Бобрикова, ведущая: Приезжаем мы в аэропорт, вдруг рейс переносят. Что делать в этой ситуации?
Оксана Головичёва, адвокат: Прежде всего, нужно найти стойку авиакомпании, в которой вы летите. Если происходит задержка, можно сделать отметку на посадочном талоне или билете. Если позже понадобятся компенсации, сначала отметьте задержку и обратитесь к авиакомпании, чтобы выяснить, насколько она продлится, если такой информации достаточно.
Ксения Бобрикова, ведущая: Это какая-то печать? Что это должно быть?
Оксана Головичёва, адвокат: Они отмечают, что рейс задерживается, у разных авиакомпаний отметки могут отличаться. Сам оператор, представляющий авиакомпанию, расписывается и указывает дату обращения.
Тимофей Зудин, ведущий: Какие права есть у пассажиров задержанного рейса?
Оксана Головичёва, адвокат: Если задержка 2 часа – предоставляют напитки, при 4-х часах – питание, при задержке более 8-ми часов днём и более 6-ти часов ночью – предоставляется трансфер до отеля и обратно, а также размещение в отеле.
Ксения Бобрикова, ведущая: А если ты житель этого города, всё равно отель предоставят?
Оксана Головичёва, адвокат: Если человек житель этого города, ограничений на место проживания нет – авиакомпания обязана предоставить трансфер и проживание.
Тимофей Зудин, ведущий: Что делать со стыковочными рейсами?
Оксана Головичёва, адвокат: Если стыковочные рейсы вашей авиакомпании, в таком случае возможен апгрейд билета. Если стыковочные рейсы накладываются и авиакомпании разные, то, как правило, та авиакомпания, которой вы летите второй или третий перелёт, обычно не меняет билеты, потому что условия и правила обмена у авиакомпаний совершенно разные.
Ксения Бобрикова, ведущая: Я понимаю, что на стыковочный рейс опоздала, рейс откладывается. Могу ли я попросить вернуть стоимость билета?
Оксана Головичёва, адвокат: Да, конечно, возврат возможен. Можно вернуть билет, обменять на другой рейс или день, либо полностью вернуть стоимость авиабилета. Если билет куплен через агрегаторы, их комиссия не возвращается. При покупке напрямую у авиакомпании возврат будет полным.
Тимофей Зудин, ведущий: Как составляется эта претензия? Можно ли это сделать онлайн?
Оксана Головичёва, адвокат: Можно сделать онлайн через электронные сервисы или написать письмо в электронном виде либо в бумажной форме. Обычная претензия указывает паспортные данные, адрес регистрации и реквизиты для возврата.
Ксения Бобрикова, ведущая: Как быстро я получу свои деньги?
Оксана Головичёва, адвокат: По правилам в течение 30-ти дней, но бывает быстрее.
Ксения Бобрикова, ведущая: В каких случаях авиакомпания может отказать в выплате за отмену рейса или за его перенос?
Оксана Головичёва, адвокат: К сожалению, это случай форс-мажора – именно такие случаи происходят в последнее время. К форс-мажору относятся стихийные бедствия, ураганы, природные явления, военные действия, атаки беспилотников. В таких случаях авиакомпания не несёт ответственности перед пассажиром и не возвращает деньги, не может удовлетворить требования о нарушении перелёта.
Ксения Бобрикова, ведущая: Можно себя как-то подстраховать от таких случаев?
Оксана Головичёва, адвокат: В таких случаях важно, если перелёт длительный и всей семьей, попробовать оформить страхование на случай невылета. В целом от чрезвычайных ситуаций и форс-мажора застраховаться нельзя.
Тимофей Зудин, ведущий: Если рейс задержан не по форс-мажорным обстоятельствам, можно ли рассчитывать на какие-то дополнительные компенсации? Если у вас сгорел день или несколько дней отпуска, если у вас сгорел какой-то дорогостоящий трансфер, если вы деловую встречу пропустили.
Оксана Головичёва, адвокат: Всё верно, можно рассчитывать на компенсацию материального и морального ущерба. Нужно подтвердить траты: такси, перебронирование билетов или отеля, сгоревшие билеты – всё это оформляется документами и прилагается к претензии с расчётом суммы материального ущерба. Моральный ущерб, как правило, взыскивается в судебном порядке, а материальный можно получить досудебно через претензию.
Ксения Бобрикова, ведущая: Я могу сама назначить сумму морального ущерба, или есть какой-то потолок допустимого?
Оксана Головичёва, адвокат: Исходя из судебной практики это небольшая сумма – от 500 рублей до 10-ти тысяч рублей.
Ксения Бобрикова, ведущая: Какие дадите рекомендации при планировании перелёта?
Оксана Головичёва, адвокат: Прежде всего, если вы берёте стыковочные рейсы, лучше выбирать больший перерыв или следующий день – так удобнее. Также стоит обратиться в страховую компанию и узнать, можно ли застраховать риски невылета в случае форс-мажора.
Тимофей Зудин, ведущий: Как называется эта страховка?
Оксана Головичёва, адвокат: «Страхование от невылета» называется именно так. Страховые компании предоставляют услуги, если не происходит вылет из-за болезни или объективных обстоятельств.
Ксения Бобрикова, ведущая: Какие меры предпринимаем, чтобы максимально обезопасить себя?
Оксана Головичёва, адвокат: Чтобы себя обезопасить, нужно глубже дышать и не нервничать. На форс-мажор, к сожалению, никак не повлиять. В любом случае важно изучить условия авиакомпании, смотреть оферту, чтобы понимать, на какие права можно рассчитывать и как действовать при их нарушении.