В гостях у программы «Утро в Петербурге» Александр Румянцев, аналитик рынка онлайн-площадок.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Первый месяц осени уже близится к финалу. Можно сказать, что три четверти года позади.

Николай Растворцев, ведущий: Самые предусмотрительные уже начинают заботиться о новогодних подарках. Присматриваясь к ассортименту, прежде всего, интернет-площадок, как не нарваться на контрафакты и купить оригинальный товар? Как отличить порядочного продавца от мошенника?

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Множество продавцов продают множество, казалось бы, идентичных товаров. Иногда даже карточки товара совпадают, описания совпадают, отзывы тоже совпадают, цены разные. Как выбрать оригинал?

Александр Румянцев, аналитик рынка онлайн-площадок: В первую очередь, здесь вы правы: очень много похожего, и то, что можно скопировать, будет копироваться. Самый простой способ – доверять юридическим лицам, проверять юридическое лицо площадки или официального представителя бренда, это помогает обезопасить себя. В остальных случаях заказывать сразу несколько вариантов и проверять в ПВЗ, что действительно является оригиналом. Другой защиты на картинках нет, даже отзывы не гарантируют подлинность.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Давайте отзывы разберем. Я из тех, кто любит почитать, видео посмотреть со всех сторон. Кажется, что какая-то объективность должна присутствовать.

Александр Румянцев, аналитик рынка онлайн-площадок: Какая-то объективность появляется, если вы профессионально или достаточно долго читаете, начинаете замечать купленные отзывы. Это действительно бич, их очень много, но, когда читаешь раз за разом, начинаешь различать.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: А что точно подпадает под купленный отзыв?

Александр Румянцев, аналитик рынка онлайн-площадок: Часто односложные отзывы могут быть купленными. Легче всего это заметить по тенденциям: один отрицательный и 5-10 положительных. Один отрицательный обычно говорит о том, что положительные отзывы – не от покупателей, а от продавца.

Николай Растворцев, ведущий: Но так или иначе, многие ищут в том числе и солидные бренды на маркетплейсах. Какие гарантии дают солидные бренды? Есть ли какие-то дополнительные моменты, по которым можно понять, стоит заказывать или нет?

Александр Румянцев, аналитик рынка онлайн-площадок: Опять-таки – юридическое лицо. На всех площадках есть информация о юридическом лице, и, если это площадка или представитель бренда, с большой вероятностью товар будет оригинальный. В остальном уверенность минимальна. Если доставка долгая, значит, поставка из-за границы, другая юрисдикция и законы, и, скорее всего, мы получим не то, что хотели.

Николай Растворцев, ведущий: Есть ли у солидных брендов какие-то дополнительные гарантийные условия?

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Можно ли присмотреть модель на каком-нибудь официальном сайте, или, что попало на маркетплейсы, то продаётся только на маркетплейсах?

Александр Румянцев, аналитик рынка онлайн-площадок: На текущий момент, к сожалению, регуляция минимальная, поэтому на фотографиях можно разместить практически что угодно – любые гарантии, тексты, сертификаты. К сожалению, регулироваться это начнет только через год, сейчас доверять этому нельзя.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: На маркетплейсах можно найти товары и бренды, фирм, которые ушли из России официально, но или перекупщики, или какие-то частники стараются эти товары всё равно доставить. Как понять, что ты получишь то, что заказывал, а не какую-то китайскую альтернативу?

Александр Румянцев, аналитик рынка онлайн-площадок: Здесь надежнее всего доверять именно юридическому лицу самой площадки. Они об этом заботятся, но там цена будет скорее всего на 20-30 % дороже, а то и в 2 раза. Практика показывает, что при параллельном импорте у них все «честные знаки» проходят, а если мы видим очень дешёвый товар и очень долгую доставку, скорее всего, это параллельный импорт, но не тот, который мы хотим.

Николай Растворцев, ведущий: Как вы относитесь к скачкам цен? Например, вчера стоило 2 000 рублей, сейчас – 1 000, завтра – 500, послезавтра – 700. О чём это говорит?

Александр Румянцев, аналитик рынка онлайн-площадок: Это интересное поведение цен, и оно будет регулироваться через год, а сейчас этим занимаются сами площадки. Это основной инструмент, благодаря которому площадки привлекают столько покупателей. Они регулируют цены, и продавцы, даже через соглашения и договоры, часто не могут на это влиять. Цена меняется в течение дня, разбег может достигать 5-50 %. Продавцы пытаются бороться с этим, но пока безуспешно, и государство только начало включаться в эту историю.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Когда ты получил товар на пункте выдачи, везде написано «проверяйте под камерами». Что именно, кроме целостности товара, ты должен проверить? Что посмотреть на упаковке, на самом товаре?

Александр Румянцев, аналитик рынка онлайн-площадок: Самое оптимальное – подготовиться заранее, посмотреть, как выглядит товар, который мы хотим получить. Если товар недорогой и неизвестного бренда, решаем сами: нравится или нет. Если товар дорогого бренда, можно примерно узнать, как выглядит упаковка, как выглядит сам товар. Чаще всего подделка теряет ключевую функцию, и её можно проверить. Например, у кроссовок подошва может быть менее плотной или худшего качества. У бытовой техники или электроники функция быстрой зарядки может не работать. Такое нужно сразу проверять на пункте выдачи.

Николай Растворцев, ведущий: Какие товары точно можно прийти и вернуть, а какие – нет?

Александр Румянцев, аналитик рынка онлайн-площадок: К сожалению, эта история будет регулироваться только через год, поэтому площадки меняют условия и правила возврата товаров в реальном времени. Например, сейчас вы не можете вернуть пижаму, хотя недавно можно было вернуть нижнее бельё, а товары медицинской категории сейчас можно вернуть, хотя в аптеке это никогда не разрешено. Необходимо уточнять прямо в пункте выдачи, как осматривать товар, потому что правила меняются: если вы унесли в примерочную запакованный товар, сразу вернуть его нельзя, даже при обнаружении дефекта не под камерой. Всё уточняется у работника ПВЗ.