В гостях у программы «Утро в Петербурге» Анна Трофимова, заведующая Отделом Античного мира Государственного Эрмитажа.
Василий Киров, ведущий: Сегодня мы поговорим про античный портрет и выставку «Искусство портрета», которая откроется совсем скоро. Когда мы смотрим на лицо на портрете, мы по сути смотрим в прошлое. А если это римский скульптурный портрет, то перед нами не просто человек, а, можно сказать, отражение целой эпохи.
Марианна Дьякова, ведущая: Когда мы смотрим на римский скульптурный портрет, он завораживает нас. В чем секрет этого портрета?
Анна Трофимова, заведующая Отделом Античного мира Государственного Эрмитажа: У него действительно есть особая магия, как у любого выдающегося портрета. Римские скульптурные портреты, безусловно, относятся именно к этой категории. Эта магия объясняется просто: мы словно попадаем в другое измерение. Людей, изображённых на этих портретах, давно нет, мы не знаем, как на самом деле выглядели тот же Бальбин или Цезарь. Но благодаря портретам мы словно встречаемся с ними лицом к лицу. Эффект присутствия создаётся с помощью особых художественных и оптических приёмов, и он производит невероятное впечатление: люди ушли, а их образы живут, становятся бессмертными. Портрет – это как остановленное время.
Василий Киров, ведущий: Такое отражение эпохи.
Анна Трофимова, заведующая Отделом Античного мира Государственного Эрмитажа: Отражение эпохи, безусловно, потому что на самом деле это отражение не человека, не его конкретной биографии, а это буквально лицо эпохи.
Василий Киров, ведущий: Императоров принято изображать героическими, величественными, воинственными, а у Бальбина лицо уставшего от жизни человека.
Анна Трофимова, заведующая Отделом Античного мира Государственного Эрмитажа: Император Бальбин – очень интересный персонаж, он стал императором в 238 году. Историки называют этот год годом шести императоров, так быстро они менялись, обычно взбунтовавшееся войско назначало полевого командира, а предыдущего убивало. Бальбин был редким случаем, он был сенатором, избранным императором, но и его постигла та же участь – его растерзала толпа, и действительно, на его портрете лицо усталое, тревожное. Хочется связать это с его драматической биографией, но ученые говорят, что все портреты солдатских императоров имеют такие черты. Это особенность эпохи, а не конкретного человека, до этого времени римские портреты выглядели иначе – Август, Антонин Пий, Септимий Север – их лица транслировали величие, спокойствие, собранность. Начиная с III века появляются морщины, щетина, напряжённый лоб, взгляд из-под бровей, не вверх, как у Августа, не внутрь себя, а как бы исподлобья, этот взгляд передаёт тревогу, растерянность, потерянность. Учёные до сих пор спорят, почему произошёл такой резкий поворот. Кто-то связывает это с кризисом империи, кто-то с изменением мировоззрения, с зарождением христианства, портрет ведь всегда выражает не только внешность, но и концепцию человека. В XIX веке даже появилось выражение «лицо времени», и не факт, что сами императоры действительно выглядели так, но их портреты передавали дух эпохи.
Марианна Дьякова, ведущая: Что скажете о «Сириянке»?
Анна Трофимова, заведующая Отделом Античного мира Государственного Эрмитажа: «Сириянка» – это тоже совершенно магический портрет, и очень хорошо, что мы сегодня о нем говорим. Он действует на человека, та самая магия портрета, эмоция передаётся. Ведь это кусок мрамора и набор художественных приёмов: как отделан мрамор, глаза с поволокой. Мы не знаем, кто это, это римская дама, ей придумали имя, настолько она убедительна, она реальнее, может быть, живой женщины, которая идёт по улице. Этот эффект создаёт особое ощущение, это эпоха Марка Аврелия, трактат «Наедине с собой». Блики на лице, поволока, как будто улыбка блуждает, то она исчезает, и это медитативное состояние тут же передаётся.
Василий Киров, ведущий: Кто был заказчиком этих портретов? Для чего они создавались?
Анна Трофимова, заведующая Отделом Античного мира Государственного Эрмитажа: Императоры были заказчиками, фиксировались черты лица. Но стиль зависел от разных обстоятельств, никто точно не знает, заказчиком был сам император, приближенные или всевозможные магистраты. Если это частный портрет – семья, всевозможные сообщества. Как и сейчас, портрет всегда занимал очень высокое положение в иерархии, играл большую роль в обществе. Портрет – почетный памятник, портреты императора стояли повсюду – в храмах, всевозможных библиотеках, на открытых местах.
Василий Киров, ведущий: Удивляет честность в самовыражении авторов.
Анна Трофимова, заведующая Отделом Античного мира Государственного Эрмитажа: Это такое время. Они не стеснялись, а наоборот, гордились своими морщинами, изъянами и большими ушами.
Марианна Дьякова, ведущая: В декабре готовится к открытию грандиозная выставка искусства портрета, которая прослеживает от зарождения портретных форм до наших дней. Могли бы вы рассказать о концепции и как отбирались экспонаты?
Анна Трофимова, заведующая Отделом Античного мира Государственного Эрмитажа: Выставка состоится очень скоро. Концепция заключается в том, чтобы проследить 4000 лет истории портрета – от посмертных масок и древнего Египта до современников, которые живут сейчас и в России, и в западных европейских странах. Идея в том, чтобы объединить портреты запада, востока, даже юго-востока. Есть и Юго-Восточная Азия, и Мексика, и Африка. Цель – показать, как меняется концепция человека, как меняется представление о нём, чем отличаются разные регионы, как это развивается, меняется или, наоборот деградирует.
Василий Киров, ведущий: Современные селфи, которые мы делаем, – тоже проявление времени?
Анна Трофимова, заведующая Отделом Античного мира Государственного Эрмитажа: Безусловно. Аватар – это тоже маска, есть понятие киберфейс, киберутопия, и это тоже разновидность портрета. Все эти селфи – это коллективный портрет эпохи, и именно поэтому в наше время это особенно интересно. Пристальный интерес к портрету не случаен, он всегда что-то значит.