В гостях у программы «Утро в Петербурге» Марина Брусникина, художественный руководитель театра «Практика».
Тимофей Зудин, ведущий: Московский театр «Практика» привёз в наш город спектакль «Барахло» и представит его на малой сцене Александринского театра.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Одновременно в Севкабель Порту проходит инсталляция «Это не барахло», которая приурочена к показу спектакля.
Тимофей Зудин, ведущий: Все-таки «барахло» или «не барахло»? Давайте разбираться.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: У спектакля яркое, необычное, привлекающее внимание название. В чём концепция?
Марина Брусникина, художественный руководитель театра «Практика»: Идея спектакля именно в том, чтобы привлекать внимание, даже слегка пугающе. Концепция построена на вербатиме – жанре, где собираются документальные тексты разных людей и из них создаётся театральное высказывание. Маше Лапшиной и Юрию Квятковскому пришла мысль погрузиться в барахолки, где можно уделить внимание тем, на кого обычно не обращают внимания. Спектакль изначально создавался со студентами, но сейчас уже ставится в профессиональном театре. Это огромная школа наблюдения и внимательности к людям. Это традиции русской драматургии – Достоевский, Горький. Когда Станиславский обращался к произведениям Горького, появлялась «На дне». Здесь тоже важно вглядываться в людей, которых обычно не замечают. Слово «барахло» лишь образное: спектакль не о вещах, а о людях, их типажах, судьбах и темах, которые в изобилии и в парадоксе существуют. Это безумно интересно и актёрски, и для зрителей.
Тимофей Зудин, ведущий: Кто эти герои?
Марина Брусникина, художественный руководитель театра «Практика»: Они очень разные: есть педагог английского языка, бывший хореограф Петра Мамонова, а также преподавательница из института имени Баумана. При этом некоторые из них сейчас занимаются, например, торговлей колготками.
Тимофей Зудин, ведущий: Это реальные истории реальных людей? Как они собирались? Каким образом?
Марина Брусникина, художественный руководитель театра «Практика»: Это молодые ребята, студенты, которые в свой выходной день ездили зимой на электричках или автобусах, мёрзли. При том это были абсолютно разные студенты: кто-то интроверт, кто-то экстраверт, кому-то легко взять интервью, кому-то трудно познакомиться. Они выбирали себе людей, с которыми нужно наладить контакт, чтобы те начали разговаривать. Они рассказывали массу всего, и из этого возникала какая-то ключевая тема. Дальше все эти темы собирались, показывались на занятиях, Юрий Квятковский отбирал, затем снова отбирал, потом что-то заменял. В итоге выстраивалась конструкция спектакля. Это была очень долгая работа в целый год. В конце первого курса показали, как экзамен, а только в конце второго курса сделали полноценный спектакль. Это была сложная, человеческая работа, безусловно, не только актерская.
Тимофей Зудин, ведущий: А само барахло как-то на сцене представлено? Удалось ли найти что-то необычное в этих поисках на барахолках?
Марина Брусникина, художественный руководитель театра «Практика»: Я думаю, что да, там было много странного и необычного. Просто сочетание: одна героиня может одновременно продавать йогурт и старые журналы – всё это происходит одновременно. Также человек, который держит замечательный монолог про то, почему до сих пор никто не долетел на Луну, и при этом продаёт старый кейс, который никак не может открыть. Думаю, для ребят, для молодых, было много неожиданного. Например, я однажды столкнулась с тем, что молодое поколение не знает слово «трюмо».
Тимофей Зудин, ведущий: А сцена – это часть барахолки? Какое сценическое решение?
Марина Брусникина, художественный руководитель театра «Практика»: Там сделаны павильоны, где всё это существует. Но, повторюсь, спектакль очень яркий, очень выразительный с точки зрения персонажей и костюмов. Иногда, когда смотришь на то, как люди одеты, думаешь: «Господи, какой карнавал!» Это действительно очень карнавальный спектакль в этом смысле. Яркий, музыкальный, и нет ни секунды какой-то, как мне кажется, тоски или чернухи по ушедшему или по какому-то тяжёлому быту.
Тимофей Зудин, ведущий: Без драматизма и надрыва такого?
Марина Брусникина, художественный руководитель театра «Практика»: Нет, драматизм, конечно, есть, но он возникает из тем, которые живут в этих людях. Когда начинаешь задумываться, почему так происходит, понимаешь глубину. Одна зрительница подошла ко мне и сказала: «Господи, спасибо вам огромное, ведь никто же про этих людей не говорит, а их так много».
Тимофей Зудин, ведущий: Кому адресован ваш спектакль?
Марина Брусникина, художественный руководитель театра «Практика»: Я очень рада и считаю, что совершенно правильно, что этим занимаются именно молодые люди, потому что для них это важно. Здесь не столько важно знать или помнить детали, сколько иметь взгляд на людей, на реальность и парадоксальность жизни. Поэтому именно молодёжь и должна была этим заниматься. Конечно, спектакль адресован молодёжи – у неё он пользуется огромным успехом. Дело не в вещах, а именно в этом взгляде на людей. Взрослому поколению в первом акте может показаться, что это немного клоунский подход или как-то неправильно по отношению к этим людям. Но к концу второго акта все понимают, зачем это всё нужно, потому что проявляются темы содержания.