В гостях у программы «Утро в Петербурге» Всеволод Вишневецкий, председатель Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль».

Василий Киров, ведущий: «Тому, кто любит колбасу и политику, не стоит видеть, как они делаются», – говорил Отто фон Бисмарк. Но если политическую тему мы оставим для вечерних эфиров, а колбасу предлагаю обсудить прямо сейчас.

Ксения Бобрикова, ведущая: Результаты экспертизы Санкт-Петербурга общественной организации потребителей «Общественный контроль», проведенной на базе северо-западной испытательной лаборатории, выявили большое количество влаги в краковской колбасе. По сути, вместо мяса в ней была вода.

Василий Киров, ведущий: Как до покупки выбрать качественный продукт, расскажем далее.

Ксения Бобрикова, ведущая: Я очень люблю готовить котлеты и всегда добавляю в фарш воду. Так в своё время посоветовал один известный шеф-повар. Я делала, получается, очень вкусно. Может быть, производители тоже захотели, чтобы колбаса была сочная, и поэтому добавили излишнюю жидкость?

Всеволод Вишневецкий, председатель Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль»: Изготовители хотят, чтобы колбаса была не только сочная, но и тяжелее, естественно, потому что вода даёт больше веса. «Общественный контроль» впервые проверил качество краковской колбасы разных торговых марок. Раньше она была дефицитом, сегодня представлена широко в торговых сетях. Мы спокойно закупили 8 образцов краковской колбасы под 8-ю популярными торговыми марками в федеральных сетях. Согласно протоколам испытаний лаборатории Федерального центра охраны здоровья животных, ни один образец не прошёл по ГОСТу по одному показателю – массовой доле влаги. По ГОСТу влаги в краковской колбасе должно быть не больше 43% – это максимальный предел. Ни один изготовитель не соблюдает это требование: влаги намного больше, а в одном образце её оказалось аж 50-62% вместо 43%. Все ингредиенты в составе указываются по мере убывания, и, если влаги 62%, она должна быть на первом месте. Однако воды в составе заявлено не было.

Василий Киров, ведущий: А мясо-то есть в колбасе?

Всеволод Вишневецкий, председатель Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль»: Мясо есть, но не так много, как показала проверка.

Василий Киров, ведущий: То есть вода и те ингредиенты, которые добавляют в массу колбасы влагу, заменяют мясо?

Всеволод Вишневецкий, председатель Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль»: Действительно, какой-то процент они заменяют, но вся колбаса не стечёт сквозь пальцы. Это мясной продукт, но изготовители с целью увеличения массовой доли выхода завышают количество воды и не указывают это на этикетке. Из восьми образцов только у одного петербургского производителя в составе была указана вода, остальные умолчали, хотя проверка показала, что воду добавляют. Воду добавляют, чтобы увеличить массу продукции и сделать батон гладким, так как потребитель не любит морщинистую оболочку. Чтобы оболочка была гладкой, сокращают время сушки, но многие производители не выдерживают режимы сушки, и влаги остаётся больше. Колбаса выглядит более привлекательно, но воды в ней намного больше, чем по ГОСТу. Если влаги больше, колбаса может меньше храниться – обычно 30-45 суток. При нарушении условий хранения в магазине там могут развиваться бактерии, поэтому это большой риск.

Василий Киров, ведущий: Как выбрать колбасу? Можно ли понять, сколько в ней содержится влаги?

Всеволод Вишневецкий, председатель Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль»: Экспертиза Россельхознадзора показала, что на всех батонах стоит маркировка ГОСТ, но ни один батон этому ГОСТу сегодня не соответствует, поэтому смотреть на ГОСТ бессмысленно. На цену тоже смотреть нельзя: мы закупили краковскую колбасу за 700 и 1 300 рублей. Самая дорогая оказалась самой некачественной: она не прошла по ГОСТу по влаге, маслу и жиру, жир был завышен, белок занижен. По трём показателям самая дорогая краковская колбаса не прошла. Цена не является показателем качества, но выбор остаётся за потребителем: если нравится колбаса конкретной марки, которую вы привыкли покупать, вы её берёте.

Василий Киров, ведущий: Можно ли доверять фермерским продуктам?

Всеволод Вишневецкий, председатель Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль»: Фермерские продукты – отдельная тема. На этикетке может быть написано «фермерский продукт», а на обороте указано, что изготовлено ООО или АО, то есть промышленным способом, а не крестьянско-фермерским хозяйством. Это маркетинговая уловка, на которую потребитель должен обращать внимание. Если продукт заявлен как фермерский, он должен быть сделан именно крестьянско-фермерским хозяйством, а не промышленным предприятием. Краковская колбаса – жировая бомба. По ГОСТу в ней допускается не более 45% жира, 460 калорий. Для сравнения, в докторской колбасе 220 калорий. Колбасой лучше не злоупотреблять. Рецептура была разработана в 1930-е годы для поправки здоровья пролетариата, пострадавшего от царского режима, и требования по содержанию жира сохранились до наших дней. Краковская колбаса должна была уйти в небытие, но ностальгия потребителей сохраняет её выпуск, хотя ГОСТ не соблюдается.

Ксения Бобрикова, ведущая: Если я купила колбасу, мне она не понравилась, куда жаловаться?

Всеволод Вишневецкий, председатель Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль»: В Роспотребнадзор. Мы направили обращение по поводу проверки, получили ответы, что каждому изготовителю, нарушившему ГОСТ, объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательного требования.

Василий Киров, ведущий: То есть вероятность есть, что производитель исправится?

Всеволод Вишневецкий, председатель Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль»: Мы надеемся на это, хотя сомневаемся, потому что предостережение – это не штраф, это просто пальчиком погрозили. Потребитель должен знать, что сегодня изготовитель ГОСТ не соблюдает.