В гостях у программы «Утро в Петербурге» Анна Моисеева, научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа.
Николай Растворцев, ведущий: «Да будет свет!» Эта библейская фраза обретает особый смысл в исламской культуре, где свет не просто физическое явление, а символ божественной мудрости, откровения и духовного пути.
Людмила Ширяева, ведущая: 9-го июля в Эрмитаже открылась выставка «Светильники на мусульманском Востоке». Более 70-ти уникальных экспонатов, которые расскажут, как обычный предмет быта превращался в произведение искусства, а стеклянная лампа становилась сакральным символом, сравнимым с крестом в христианстве. Почему светильники занимают такое важное место в исламской культуре? Как в них отразился диалог религий и цивилизаций? Что может рассказать нам свет тысячелетней давности о мире сегодняшнем?
Николай Растворцев, ведущий: Мы знаем, что Михаил Борисович Петровский назвал светильник в исламе визуальным символом, параллельным кресту. Всегда ли свет был столь важным религиозным, философским образом в мусульманской культуре? Или он постепенно доходил до этого значения?
Анна Моисеева, научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа: Можно сказать, что всегда. В Коране есть фраза: «Аллах – свет небес и земли». Дальше раскрывается этот образ – свет, светильник в нише, стеклянный, наглядный и живой. Со временем он развивался в искусстве, литературе, появлялись разные интерпретации, он преломлялся в различных предметах искусства.
Людмила Ширяева, ведущая: На выставке представлены светильники из стекла, металла, керамики. Какие технологии производства этих светильников были уникальны для своего времени? Как мамлюкские мастера создавали свои знаменитые эмалированные лампы?
Анна Моисеева, научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа: На Ближнем Востоке тогда появилось много технологических новшеств, в том числе изделия из стекла с эмалью – не только светильники. Технология сложная, эмаль – это тоже стекло с добавлением пигмента, и для каждого пигмента нужен свой температурный режим. Готовую стеклянную лампу покрывали эмалью, расписывали и снова обжигали в печи. Температуру нужно было выдержать так, чтобы изделие не пострадало, а эмаль запеклась. В этой технике делали и знаменитые мамлюкские лампы. Технология появилась в Сирии – тогда части мамлюкского государства – в конце XIII века.
Николай Растворцев, ведущий: Как вам удается по этим лампам понять, как жили люди?
Людмила Ширяева, ведущая: Вы видите в них свидетелей исторически важных событий?
Анна Моисеева, научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа: Во многих предметах прикладного искусства действительно можно увидеть таких свидетелей. Например, на стеклянных лампах часто писали имена эмиров или правителей, которые заказывали их для мечети. Для освещения большого пространства нужно было много ламп, их изготавливали в разных мастерских. Традицией было заказывать такие лампы как дар в мечеть – это считалось благочестивым поступком мецената.
Николай Растворцев, ведущий: Мы знаем, что выставка затрагивает тему сосуществования мусульманской и ближневосточной христианской традиции. Можно ли на экспозиции найти светильники, в которых явно прослеживается взаимовлияние этих религий?
Анна Моисеева, научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа: У нас действительно есть несколько предметов, сделанных в христианской среде. В частности, небольшая лампада из Коптского Египта. Она показывает, что исламское искусство не возникло на пустом месте. Эта лампа стала прототипом знаменитых мамлюкских стеклянных ламп. По форме она вазообразная, с круглым туловом и раструбом горла, но меньше по размеру и сделана из металла, а не из стекла. Крепление и способ размещения света тоже другие. В мамлюкских лампах светильник помещался внутрь, а здесь огонь был сверху. Такие лампы часто вешали в алтарях. Лампада украшена крестом, то есть это явно христианский предмет.
Николай Растворцев, ведущий: На ваш взгляд, то, что стеклянные светильники сохранились, – это воля обстоятельств, или люди их бережно хранили?
Анна Моисеева, научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа: В нашем случае это скорее статистика. Светильник – утилитарный предмет, их всегда было много, они всегда использовались, но при этом они хрупкие. Те же мамлюкские стеклянные светильники сохранились в больших количествах именно потому, что их много изготавливали. Многие из них до сих пор используются в мечетях, только к ним уже подключено электричество. Нередко можно увидеть средневековые образцы в действующих мечетях с современными лампочками.
Людмила Ширяева, ведущая: Можно ли сказать, что в теме светильников на мусульманском востоке есть какие-то белые пятна, или всё уже известно искусствоведам?
Анна Моисеева, научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа: До нас дошло довольно много, но белые пятна есть всегда. Большой вопрос – это всё те же мамлюкские стеклянные лампы, потому что у нас слишком много разных предположений о том, как они могли использоваться. Не то чтобы мы совсем этого не знали, но ясности нет. То есть как именно они использовались в качестве светильников: ставился ли туда горящий светильник на дно, помещалась свечка или заливалось масло. Сейчас самая распространённая теория такая: внутрь наливалась вода, сверху масло, и в это масло помещался фитиль. Вода служила ещё и противопожарной страховкой. Но до сих пор точно неизвестно, как это было, теорий слишком много.
Николай Растворцев, ведущий: Может ли современный зритель, глядя на древние артефакты, почувствовать их сакральное значение?
Анна Моисеева, научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа: Пожалуй, да. Во многом, как сказал Михаил Борисович, эти светильники – визуальный символ Ислама вообще и конкретно сакральной сферы. Мы видим их изображения везде, где есть указания на сакральную сферу. Во многом это сохраняется и сейчас. Для современного мусульманина этот визуальный образ и символ понятен.