На связи со студией программы «Утро в Петербурге» Валерий Ефремов, доктор филологических наук, ведущий программы «Петербургский текст».
Николай Растворцев, ведущий: Петербург – это город, где каждая улица, каждый район хранит свою историю, свои легенды и даже свой язык. В новом выпуске программы «Петербургские тексты» речь пойдет о Семенцах – районе, который кажется известен всем, но на самом деле его тайны и особенности знакомы далеко не каждому.
Людмила Ширяева, ведущая: Чем Семенцы отличаются от других исторических кварталов? Какие знаковые места скрываются в текстах классиков? Почему этот район называют Петербургом в миниатюре?
Николай Растворцев, ведущий: Ответы на эти вопросы знает наш гость.
Людмила Ширяева, ведущая: Почему этот район называется Семенцы? Что говорят классики? Какие варианты происхождения этого названия существуют и актуальны?
Николай Растворцев, ведущий: Какая версия вам больше всего нравится и кажется правдоподобной?
Валерий Ефремов, доктор филологических наук, ведущий программы «Петербургский текст»: Здесь всё проще. Если вокруг Коломны есть разные версии, то с Семенцами всё прозрачно. Название появилось в 20-х годах XVIII века, когда туда из Москвы перевели лейб-гвардии Семёновский полк. А многие улицы, например, Рузовская или Можайская, раньше просто назывались по названию роты, которая там стояла. Так что Семенцы – это напрямую от Семёновского полка.
Николай Растворцев, ведущий: Вы смотрите на историю северной столицы в призме филологии, в призме языка. Понятно, что это один из старейших районов северной столицы. Какие ключевые события, которые происходили здесь на протяжении 300 лет, нашли отражение в вашем выпуске?
Валерий Ефремов, доктор филологических наук, ведущий программы «Петербургский текст»: Действительно, события здесь происходили, но нам удалось их как-то обойти стороной, оба ключевых момента в программу не вошли. Первое – это знаменитое Семёновское восстание 1820-го года, когда возник серьёзный конфликт между солдатами и офицерами, чем-то напоминающий потом «Броненосец Потёмкин». Второе – в 1836-м году именно в Семенцах состоялась гражданская казнь Фёдора Михайловича Достоевского. Но мы об этом не говорили, потому что это так называемые «Большие Семенцы» – участок от Московского проспекта до Звенигородской улицы. А после появления первой железной дороги от Витебского вокзала границы Семенцев как бы сузились, и мы рассказывали немного другую историю. Хотя, конечно, место действительно знаковое, важное и для Петербурга, и для всей России.
Людмила Ширяева, ведущая: Существовали ли там какие-то свои местные словечки, выражения?
Валерий Ефремов, доктор филологических наук, ведущий программы «Петербургский текст»: Слов, которые были бы прочно связаны с этим относительно небольшим фрагментом города, наверное, нет. Хотя если говорить о фольклоре, то, конечно, каждый петербуржец теперь знает, что именно в Семенцах убили Лёньку Пантелеева. Но об этой грустной истории мы рассказывать не будем. Зато Семенцы подарили, пожалуй, главное мнемоническое правило Петербурга: «Разве можно верить пустым словам балерины?» Мне кажется, его знает каждый петербуржец, иначе можно запросто заблудиться в этом районе. Здесь есть интересный момент, который, по-моему, не попал в программу. После прихода к власти большевиков последнее слово этой фразы, обозначавшее улицу Бронницкую, заменяли на «большевиков». А несколько лет назад, в пандемию, когда я гулял с собакой по тому району, кто-то написал граффити на стене: «Разве можно верить пустым словам Бадью?» Бадью – это знаменитый французский философ. Видимо, кто-то так философски порефлексировал на улицах старого петербургского района.
Николай Растворцев, ведущий: Если человек будет изучать этот район по произведениям классиков, кем этот район был любим больше – классиками или их персонажами? Вы бы советовали обратиться к биографиям и посмотреть, кто жил, кто снимал квартиры, кто бывал в гостях, или же почитать какие-то произведения и погулять по этому району?
Валерий Ефремов, доктор филологических наук, ведущий программы «Петербургский текст»: И то, и другое абсолютно точно, потому что здесь действительно жили уникальные люди. Например, Антон Дельвиг с Евгением Баратынским – два молодых товарища, которые снимали угол в доме на нынешней улице Верейской. Дом, скорее всего, не сохранился. Им принадлежит дивный гекзаметр, который веселил самого Александра Сергеевича Пушкина, он считал это стихотворение одним из непревзойденных юмористических текстов первой четверти XIX века. С другой стороны, здесь жили и литературные персонажи. Известно, что Достоевский любил «поселять» своих героев там, где сам когда-то жил. В «Подростке» отец главного героя живёт тоже в Семенцах, хотя и не на той улице, где жил сам Достоевский. Дом, к сожалению, не сохранился. Наверное, будет неожиданным для петербуржцев узнать, что здесь жила маленькая девочка, которая потом с семьёй переезжала из города в город, возвращалась в Петербург, получала здесь образование и в итоге стала известна всему миру как Айн Рэнд – писатель и философ. Более того, есть вероятность, что жила она в том же доме, где в это же время Владимир Ульянов на тайной квартире у знакомых устраивал явки. Вот так в одном месте пересеклись Октябрьская революция и идеи, которые потом стали концептуальными для современного капиталистического мира.
Людмила Ширяева, ведущая: В чём вы особенно почувствовали дух Петербурга в этом районе?
Валерий Ефремов, доктор филологических наук, ведущий программы «Петербургский текст»: Здесь действительно очень тонко сохранена старинная застройка, хотя понятно, что Петербурга XVIII века у нас осталось мало, город был в основном деревянный. Но вот эта уровневость, соблюдение линий, классическая регулярная планировка – здесь они просто безупречны. Несмотря на то, что улицы вроде бы параллельные, их шесть, а три пересекают их под другим углом, это всё равно не создаёт ощущения непетербуржскости. То, как здесь вписаны здания уже XX и XXI века, мне кажется, тоже хороший пример того, как надо строить в Петербурге. Конечно, любой фрагмент города так или иначе связан с жизнью писателей. Я не сказал, что здесь жили и Радищев, и Белинский, и Гиппиус с Мережковским. Здесь долгие годы жила великая Агриппина Ваганова, которая фактически сформировала русскую балетную школу такой, какой мы её знаем. Так что вроде бы это не самый экскурсионный, не самый туристический район. Но он в миниатюре даёт представление о том, каким был Петербург второй половины XVIII, XIX и частично XX века.