В гостях у программы «Утро в Петербурге» Валентина Шайтанова, юрист.
Василий Киров, ведущий: Лето плавно подходит к середине, но в разгаре сезон отпусков. Статистика говорит о том, что россияне всё чаще предпочитают путешествия внутри страны, выбирая не самые популярные туристические маршруты.
Ксения Бобрикова, ведущая: В маленьких городах не всегда есть возможность снять отель, и на помощь приходит посуточная аренда жилья. На морских курортах такой вариант будет самым бюджетным.
Василий Киров, ведущий: Конечно же, там, где высокий спрос, появляются мошенники и пытаются обмануть в моменте поиска жилья для посуточной аренды.
Ксения Бобрикова, ведущая: Узнаем, как распознать, что вы общаетесь с собственниками жилья, а не с шарлатанами, и расскажем все подробности бронирования квартиры дистанционно.
Василий Киров, ведущий: Какие схемы обмана по части дистанционного бронирования посуточного жилья самые популярные?
Валентина Шайтанова, юрист: Самые распространённые схемы мошенничества – это объявления в социальных сетях. Мы заходим, видим красивые картинки, большое количество просмотров, но они, как правило, накручены с помощью специальных инструментов. Если бронирование происходит не через официальные сервисы, а через личные переписки в соцсетях – это должно насторожить. Скорее всего, это обман.
Василий Киров, ведущий: Что мошенники делают дальше? Они хотят получить аванс или всю стоимость, но никакого домика и никакой квартиры на самом деле не существует, либо фотографии не соответствуют действительности.
Валентина Шайтанова, юрист: Да, бывает, что фотографии не соответствуют действительности: вы оплатили уютный домик, а приехали – там хибара. Но это ещё полбеды, переночевать можно. Гораздо хуже, когда с вас требуют предоплату настойчиво, не предоставляя никаких документов. Вас должно насторожить, если с вас просят деньги без договора, без счёта и без документов, подтверждающих право собственности на жильё.
Ксения Бобрикова, ведущая: Как на расстоянии понять, что общение происходит с мошенниками, а не с собственниками жилья?
Валентина Шайтанова, юрист: Первое, что вас должно насторожить, – это низкая стоимость. При бронировании обязательно анализируйте, сравнивайте цены на похожее жильё. Второй момент – это нечёткая информация об объекте. Если человек ведёт деятельность честно и ему нечего скрывать, он спокойно предоставит данные о себе как о собственнике, полную информацию о недвижимости и банковские реквизиты для безопасной оплаты.
Ксения Бобрикова, ведущая: Какие документы нужно обязательно попросить у собственника?
Валентина Шайтанова, юрист: Обязательно попросите выписку из Единого государственного реестра недвижимости, где указано, кто собственник и на каком праве. Причём лучше запросить её в электронном виде, бумажную можно подделать, а электронную легко проверить через Госуслуги.
Василий Киров, ведущий: Если, например, сдаёт не собственник, но доверенное лицо, то нужно предоставить ещё доверенность.
Валентина Шайтанова, юрист: Обязательно. Если собственнику нечего скрывать, он без проблем предоставит копии страниц паспорта с фотографией, ФИО, серией, номером и датой выдачи, а также страницу с пропиской. Эти данные можно проверить через сервис МВД. После того как вы убедились в подлинности выписки и паспорта, и решили оплачивать, обязательно запросите договор и счёт. В них должны полностью совпадать все данные: адрес, кадастровый номер, ФИО собственника – всё должно соответствовать документам.
Василий Киров, ведущий: Договор заключается дистанционно. Как этот договор потом трактуется, с точки зрения закона?
Валентина Шайтанова, юрист: С точки зрения закона такой договор действителен. Главное, чтобы в нём было указано, что электронная версия приравнивается к бумажной. Тогда вы можете безопасно оплачивать услуги. После оплаты обязательно попросите чек: если сдаёт самозанятый, то чек из приложения «Мой налог», если предприниматель – онлайн-чек. Это подтверждает, что деятельность ведётся официально и безопасно.
Василий Киров, ведущий: Можно ли вернуть предоплату, если условия проживания не соответствуют заявленным?
Валентина Шайтанова, юрист: Да, можно. Если вы приехали и обнаружили, что жильё не соответствует фото, условиям договора или вашим договорённостям, первым делом нужно составить письменную претензию собственнику или продавцу услуг проживания. В претензии обязательно зафиксируйте все несоответствия. Отправьте её так, чтобы у вас остались доказательства: по электронной почте из договора, через мессенджеры и лучше заказным письмом с уведомлением через Почту России.
Василий Киров, ведущий: В случаях бронирования в соцсетях или на официальных ресурсах часто бывает невозвратный тариф. Насколько это законно?
Валентина Шайтанова, юрист: Это не совсем законно. Удерживать деньги продавец не имеет права, если услуга не была оказана. Если у вас есть уважительная причина, почему вы не приехали или не выехали, обязательно изучите оферту сайта, там прописаны условия возврата и предоплаты. Но поскольку между физическими лицами действует закон о защите прав потребителей, закон всегда на стороне потребителя: если услуга не предоставлена, предоплату можно вернуть.