Ну а теперь о понимании искусства — занятии, в котором мы в последнее время состязаемся с ИИ. Как вы знаете, в Москве завершился Международный конкурс имени Сергея Рахманинова, где особые страсти кипели вокруг пианистов. Перед первым туром нейросеть предсказала результаты первого тура — и что ж, угадала 8 из 12! Вот так, не глядя. И это что-то говорит о понимании музыки нами, скорее, чем ИИ, и о будущем пианизма, никак не привыкну к этому слову. Ну не все же так с ним печально. Ведь не только мы учим ИИ, он тоже может учить нас. Японский исследователь и художник Шиничи Фуруя создал такой робо-тренажер, способный двигать пальцы пианиста быстрее и точнее и даже так, как он никогда не делал. Тренажёр считывает моторику пианиста, а затем усиливает манеру игры, причем через какое-то время пианист сам начинает играть быстрее, чище, изощренней. Интересно, это допинг для конкурсов? Мне эта история напомнила старую картинку, из разряда «музыканты шутят»: образность звукоизвлечения композиторами. За Баха, даже обидно, что ему как раз атрибутировала роботизированная рука, но даже в шутку — верно то, что техника исполнения, не просто техника, а что? Волшебство, которое мы пытаемся уловить в словах — в очередной раз мы предлагаем просто послушать рассказ о музыке — самой разной. Одного из самых оригинальных и самобытных наших пианистов — заслуженного артиста России Бориса Березовского.