Минувшие выходные отметились открытием двух знаковых выставок в Государственном Эрмитаже. Та, что в самом музее называют главной выставкой лета — «К барьеру! Поединки и дуэли от Ахилла до Лифаря» — в Николаевском в зале, а в Фойе Эрмитажного театра — «Михаил Пиотровский. Эрмитаж земной и небесный». Выставка примечательна тем, что её главный экспонат — одноимённое библиофильское издание, специально выпущенное издательством «Редкая книга из Санкт-Петербурга» к 80-летию генерального директора Государственного Эрмитажа. В основе книги — избранная эссеистика Михаила Борисовича об Эрмитаже и иллюстрирующие тексты работы фотохудожника Юрия Молодковца.

В самом названии выставки слышен парафраз христианской апологетики, противопоставление материального и духовного, но здесь речь о другом. Задача музея — сохранить памятники культуры — это слова самого Михаила Борисовича, а несколько лет назад генеральный директор Государственного Эрмитажа заговорил о его небесном филиале — это виртуальное представительство музея, которое помогает сохранить важную информацию с помощью новых технологий. К слову о технологиях — книга-экспонат создана в технике XIX века, на станке того времени вручную набран текст, бумага также ручного производства и ручной переплет. Всего 80 экземпляров — каждый уникален. А теперь — в Николаевский зал, где музей предлагает особый экуменистический взгляд на историю цивилизации — через призму поединков: традиций и правил, атрибутов, причин и поводов — и, конечно, знаменитых участников. О главной выставке лета Виктор Высоцкий.