Андрей Смирнов, ведущий:

Что может объединять гранд-балет Мариинского театра «Баядерка» и легендарный дендрарий Сочинского национального парка? Вполне конкретная историческая личность, имя которой Сергей Николаевич Худеков. Он был крупнейшим меценатом Российской империи середины XIX-XX веков. Он был действительно по-настоящему богатым человеком, который сам выучился на ботаника, затем освоил журналистскую профессию и стал крупнейшим издателем самой популярной «Петербургской газеты» дореволюционного периода, которая выходила каждый день в Петербурге на протяжении 50 лет. Он написал уникальный труд по истории театра, где постранично изложил историю русского балета. Отсюда и связь с «Баядеркой». Он автор «Либретто» постановки Мариуса Петипа. А ещё он был крупным землевладельцем вот здесь, на этих сочинских территориях, где заложил потрясающий сад экзотических растений, которые мы все сегодня знаем как легендарный сочинский дендрарий. Я предлагаю вспомнить биографию этого человека.

Дмитрий Кривошапка, заведующий выставочной экспозицией Музея «Вилла «Надежда» Сочинского национального парка:

Сергей Николаевич был очень читающим человеком. И в одном из петербургских столичных журналов второй половины XIX века он прочитал статью Константина Бахутова, который очень красочно описал своё пребывание на Черноморском побережье Западного Кавказа. И узнал о том, что здесь продаются земли под частную собственность. И это чуть ли не задача, поставленная наместником Кавказа, великого князя Михаила Николаевича Романова. И Сергей Николаевич отозвался. Он делает купчую в 1889 году и приобретает огромный участок земли. Почти 57 гектар на сегодняшний перерасчёт, тогда были земли в десятинах. На склоне горы, которая называлась Лысая гора, вот так правильно её название, потому что здесь ничего не было, построек никаких не было. И за очень довольно короткий срок, три с половиной года, вот раскорчёвывая лес от дикой растительности кустарника, Сергей Николаевич превращает это своё сочинское имение в образцово-показательное. Сергей Николаевич решает купить по совету своего друга Карла Августиныча Лангау в Монте-Карло и Ницце в питомниках переросшие растения, которым 30-40 лет. Их отдают почти за бесценок. Это пальмы, кипарисы, магнолии, олеандры. Мы до сих пор не знаем, по каким причинам в течение двух лет Сергей Николаевич не сможет приехать в Сочи. Когда он приехал, то увидел, что большая часть привезённых тех экзотических растений, прикопанных в приморской части, погибла. А осталось очень немного. И Сергей Николаевич вокруг этих оставшихся растений разбивает широкие террасы, засевает дорогими газонными травами, по периметру строит античные беседки по его собственным эскизам, которые сохранились до наших дней. И уже красота парка становится очевидной. А потом он уже привозит из Петербурга отлитые на заводе фирмы Сан-Галли Франца Карловича античные копии Дюрена, Капиллара, вазы Версальские. И вот это знаменитый ансамбль «Утро», сказочный фонтан Амуры, Афродита. Все заговорят об этом парке. Все эти скульптуры почти сохранились до наших дней. Венцом малых архитектурных форм явился подарок фирмы Сан-Галли, которая узнала о том, что Сергей Николаевич увлечён собирательством материалов о танцевальном искусстве, о хореографическом искусстве. Он большой поклонник балетоман Мариинского театра. Ему подарят скульптуру танцовщицы. Сегодня это одна из лучших дендрологических коллекций нашей страны.

Андрей Смирнов, ведущий:

Сколько в ней единиц, если правильно сказать?

Дмитрий Кривошапка, заведующий выставочной экспозицией Музея «Вилла «Надежда» Сочинского национального парка:

Сегодня более двух тысяч видов и форм растений. Пальмы и олеандры очень красивые. Потом эти растения сойдут с парка Худекова для озеленения всего города-курорта Сочи. И уже в 1929 году, приехавший из Москвы ботаник Карл Бреннер, переименовал этот опытно-показательный парк, он тогда назывался Ким, в парк Дендрарий.

Андрей Смирнов, ведущий:

Дмитрий Иванович, не могу вас не спросить про эту, ну, позволю себе слово, уникальную «Виллу «Надежда», названную в честь супруги Сергея Николаевича Худекова, как некоторые источники утверждают. Правда это или нет то, что сам Худеков, в принципе, не думал создавать из своего сочинского, скажем так, имения, прям полноценную жилую территорию?

Дмитрий Кривошапка, заведующий выставочной экспозицией Музея «Вилла «Надежда» Сочинского национального парка:

Нет, первоначально этого не было, потому что вилла, она построена в 1899 году, уже парк был создан, уже известен он был как Худековский, он так вошёл в историю дореволюционной жизни нашего города, а вилла появилась гораздо позже. Вот уже в наше время мы дали ей имя Надежда, потому что именем Надежда было названо имение Худекова. Я слышал от многих людей, выдвигающих гипотезу, что это франко-итальянский архитектурный стиль, вот модерн, да, конца XIX века, характерный для вот именно южных резиденций. К сожалению, документов никаких мы не имеем. Единственное, что вот мы знаем, что в постройке её принимали участие родственники Сергея Николаевича. Когда-то в своё время, в 1893 году из Рязани, Рязанской губернии, в Сочи переехала по совету Сергея Николаевича Худекова его младшая сестра Ольга Николаевна Костарева. И у нее было восемь детей. Вот четыре сына, и вот Анатолий Иванович Костарев и вот эти четыре племянника Худекова помогали осуществлять строительство, разборку чертежей. Вот эти красивые веранды, которые мы видим первого и второго этажа, они были скрыты в советские годы. То есть, это были тоже комнаты, закрыты были декоративными такими вот рамами. Это чугунное литьё, оно чёрное.

Андрей Смирнов, ведущий:

Сан-Галли?

Дмитрий Кривошапка, заведующий выставочной экспозицией Музея «Вилла «Надежда» Сочинского национального парка:

Есть даже клеймо. Ещё не было у него двуглавого орла, он появится в 1913 году, ему разрешат. А это же 1899 год. Вот эти пальмы, кстати, вот финиковые и Элитей Армата, они ровесницы виллы Надежда. Вот эта вот пальма — финик Канарский, вот ей мы точно знаем, что ей 163 года. Ей было 30 лет, когда она была привезена из Монако. Это самая красивейшая вообще из всех пальм. Она имеет огромное количество перистых, очень компактно расположенных вверху ствола листьев. Но вот уже года два, даже больше, года четыре, наверное, мы наблюдаем, что она уже не цветёт. Ещё до революции шакалы заходили на участок и выли тут под окнами Худекова. Потому что здесь близкая дикая природа. Всё-таки это в двух километрах от центра проектируемого Посада, то есть это как бы такое было место загородное. Посад тоже небольшой был, маленькие домишки двух-трёхэтажные, утопавшие в зелени. Худеков очень мягко подошёл. Много на территории парка современного осталось крупномерных дубов, буков, каштана, самшит, то есть то, что здесь росло. Аборигены, да, то есть они не помешали ему создавать здесь декоративный парк. Растения растут медленно, живут долго. Они часто переживают своих хозяев. Поэтому, когда закладываются парки, они закладываются не для хозяев, они закладываются даже не для их детей, а для потомков.