В гостях у программы «Утро в Петербурге» Нина Тарасова, заведующая сектором прикладного искусства отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа.

Людмила Ширяева, ведущая: Искусство «вечно модное», ведь изучение искусства всегда актуально. Надо сказать, что сама мода нередко идёт с искусством бок о бок. У нас есть возможность перенестись в эпоху изысканных платьев, которые были созданы в период между Первой и Второй мировыми войнами.

Василий Киров, ведущий: Ведь речь пойдет о выставке «Упакованные грёзы. Мода ар-деко» из коллекции Назима Мустафаева и Государственного Эрмитажа. Проект уже стал ярким событием выставочного сезона.

Людмила Ширяева, ведущая: Все подробности узнаем прямо сейчас.

Василий Киров, ведущий: Какие характерные отличия имеет стиль ар-деко?

Нина Тарасова, заведующая сектором прикладного искусства отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Упрощенность силуэта – самая характерная черта стиля ар-деко в моде. Это платье рубашечного, или, точнее, трубчатого покроя – прямоугольный кусок ткани с прорезями для головы и рук, два боковых шва, и больше никаких конструктивных сложностей. При такой простоте кроя главное внимание уделяется декору: используются пайетки, бисер, стеклярус, обилие вышивки. Что касается стиля, то основная его черта – геометризация: круги, многоугольники, прямоугольники, зигзаги, все подчинено чёткому ритму. Даже растительные орнаменты приобретают геометризованную форму.

Людмила Ширяева, ведущая: Какие представленные модные дома сохранились?

Нина Тарасова, заведующая сектором прикладного искусства отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: В экспозиции участвовали 80 платьев из коллекции Назима Султановича Мустафаева, представлено около десятка модных домов. Из них шесть – самые известные, широко узнаваемые. До наших дней сохранился только один – Дом Жанны Ланвен. Остальные прекратили существование ещё в XX веке по разным причинам. Среди представленных имён – Мариано Фортуни, Люсьен Лелонг, Жанна Ланвен, Поль Пуаре, Жан Манин, Эдвард Молино.

Василий Киров, ведущий: Ар-деко в моде характеризуется простыми формами. Эта простота как отзвук после Первой мировой, и некое предчувствие Второй мировой войны. Насколько мы знаем, даже яркий декор имел одноразовый характер, там даже есть пайетки из желатина. Почему это всё соединилось вместе в такой простоте?

Нина Тарасова, заведующая сектором прикладного искусства отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Женщины кардинально изменили свой статус и образ. Во время Первой мировой они заменили мужчин в самых разных профессиях, и для работы, вождения, труда на заводах требовалась удобная одежда. Ни кринолинов, ни корсетов, ни длинных волос. К тому же гигиенические условия были непростыми: мыла не хватало, и многие женщины расстались с волосами. Когда война закончилась и наступила эйфория мирного времени, женщины не захотели возвращаться к прежним формам. Те модельеры, кто призывал вернуться к тонкой талии и корсетам, проиграли. Победили те, кто поддержал стремление женщин к простоте.

Людмила Ширяева, ведущая: Почему на выставке представлено не так много модных домов?

Нина Тарасова, заведующая сектором прикладного искусства отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Вы не представляете, как прост ответ на этот вопрос. Основными потребителями французской моды в Париже тогда были американки при выгодном курсе доллара к франку. Они приезжали в Европу и скупали коллекции целиком. Огромные кофры Louis Vuitton набивались вещами, но при пересечении границы бирки срезались, чтобы избежать таможенных сборов. На некоторых платьях сохранились бирки, значит их покупали коллекционеры в Европе. Американский след не даёт точной информации, поэтому важно изучать материалы из журналов мод и архивные данные, чтобы предположить, какой дом мог быть производителем.

Василий Киров, ведущий: Ар-деко в большей степени – это Соединенные Штаты, Франция. Мы знаем, что там есть единственный в России Buick 44. На этих автомобилях девушки в этих роскошных золотых пайеточных платьях отправлялись на вечеринки.

Нина Тарасова, заведующая сектором прикладного искусства отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Автомобиль из музея техники Вадима Задорожного – неотъемлемый символ ар-деко, как аэропланы, джаз или чарльстон. Это Buick 44-й модели 1929-1930-хх годов, развивавший скорость до 145 км/ч и имеющий 81 лошадиную силу. Он был дорогим, стоил 1 325 долларов, в отличие от массового Ford T за 300 долларов. Автомобиль прибыл на выставку в Эрмитаже на эвакуаторе с соблюдением всех правил доставки музейного экспоната, хотя мог ехать самостоятельно.

Людмила Ширяева, ведущая: Казалось бы, арт-деко зародился в Европе, но, тем не менее, в экспозиции каким-то образом возникла японская тема. Что это вообще такое?

Нина Тарасова, заведующая сектором прикладного искусства отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Это замечательная история, начавшаяся благодаря Назиму Султановичу Мустафаеву и коллекционеру из Москвы Наталье Бакиной. У неё блестящая коллекция и глубокие знания эпохи, особенно о кимоно. Чтобы увидеть всю красоту, надо прийти на выставку. Япония сильно повлияла на европейский модерн, в том числе и на арт-деко. Кимоно 1920-х годов украшены необычными для Японии розами – экзотическим и дорогим цветком. Тем не менее стилизованная роза встречается в узоре кимоно. Японки тоже стремились быть модными и легко сочетали традиционную одежду с европейскими аксессуарами: шаль, шляпка-клош, сумочка, туфельки.