ИЛЬЯ ШЕВЧЕНКО, корреспондент:
Идеально отреставрированные исторические автобусы, троллейбусы, грузовые и легковые автомобили. Ещё в прошлом столетии они ездили по Ленинграду. В этом году в преддверии 322-летия Петербурга 322 автораритета снова озарят своим блеском улицы города.
КИРИЛЛ ПОЛЯКОВ, вице-губернатор Санкт-Петербурга:
Это все машины в том числе и те, которые представлены на нашей экспозиции в музее на Днепропетровской в автобусном парке. Поэтому это машины для нас известные, мы за ними ухаживаем, сохраняем для будущих поколений.
До старта ретропарада остаётся меньше часа, завершаются последние приготовления. Особое внимание приковано к этому «Икарусу Люкс» 55.14. В шестидесятые годы его называли «царём дорог» благодаря передовому дизайну и решению перенести мотор в хвостовую часть. Это сильно упростило ремонт техники и повысило комфорт пассажиров: снизились вибрация и шум в салоне.
ФЁДОР ЧЕРНОУСОВ, руководитель проекта СПб ГУП «Пассажиравтотранс»:
Автобус восстанавливался в течение трёх с половиной лет. Кузов протекал везде, салон был неродной, двигатель был установлен вообще не тот. Пришлось машину разобрать до каркаса, полностью переварить кузов. И сегодня перед вами красавец, один из двух Икарусов 55-х в России на ходу и один из примерно десяти в мире.
В семидесятые автобус ходил в междугородние рейсы до Пскова, Москвы, Таллина и Риги. Сегодня маршрут короче – до Инженерной улицы. Колонна отправляется.
Больше трёх сотен раритетов за час преодолевают десять километров. Среди них как «народный» транспорт, так и элитный – например этот ГАЗ-13 «Чайка». Автомобиль для номенклатуры с первоклассным дизайном и очень мощным двигателем. Такой же ставился на боевые разведывательные машины.
ПАВЕЛ ГОРОХОВАЦКИЙ, владелец автомобиля ГАЗ-13 «Чайка»:
Это в первую очередь автомобиль для пассажира. Водитель себя здесь чувствует на рабочем месте. Весь комфорт, пусть и не великий по современным меркам, он достаётся пассажиру, непосредственно хозяину автомобиля.
«Чайка» управлялась при помощи автоматической коробки передач и могла разгоняться до 160 км/ч – впечатляющий показатель для того времени. Но не меньше инноваций в середине ХХ века внедрялось и в общественный электрический транспорт. Участников ретрозаезда на месте уже ожидали исторические трамваи. Среди них – ЛМ-49.
ПАВЕЛ ЯЛЫШЕВ, начальник группы экспозиционно-выставочных программ Экспозиционно-выставочного комплекса городского электрического транспорта:
Впервые на этих вагонах были применены двери метрополитенного типа – раздвигающиеся, как в метро. Уже, когда они проектировались, в Ленинграде строилось метро, и старались в чём-то подражать и не отставать. Кроме того, были деревянные рейки на полу, чтобы с обуви пассажиров, зашедших зимой, между этих реек попадал снег, и обувь бы не промокала.
История петербургского уличного транспорта невероятно богата: от индивидуальных конных экипажей до карет на 15 человек, которые назвали омнибусами. От конного до парового трамвая. Сегодня это – история, но транспорт XXI века всё-таки ей обязан.