НАТАЛИЯ АНТОНОВА:
Мы ещё маленькие были с братом, нас с собой привозили сюда. Вот этого дерева не было, была только стена. Здесь было много-много венков и цветов. Отец воевал в этих местах: Невский Пятачок, Невская Дубровка, вот это вот всё. Вот здесь, в районе Невы, где были очень жаркие, кровавые бои, где до сих пор ещё находят снаряды, мины, не разорвавшиеся, прошла вся его военная деятельность. А на это место потом приезжал со своими товарищами, которые остались живых.
АРТЁМ ШИПУНОВ, научный сотрудник Государственного музея городской скульптуры:
Мемориал Холм Славы, также известный как Безымянная высота, — это один из первых памятников Зелёного пояса Славы. Строительство началось в майские дни 1965-го года, в преддверии 20-летия победы в Великой Отечественной войне. Он отмечает важный рубеж. Там, на правом берегу Невы, обозначилась граница, где закрепились войска Красной Армии.
НАТАЛИЯ АНТОНОВА:
Отец рассказывал, нам же было интересно, как языков он ловил. Караулил долго в белом маскхалате, если это была зима, чтобы не видно его было, лежал в снегу замороженный весь. За его голову немцы назначали большую сумму. Он стал снайпером и организовал снайперское движение, обучил около 80 снайперов, которые в общем итоге подбили более тысячи фашистов. Когда началась война, ему исполнилось 21 год — мальчишка.
АРТЁМ ШИПУНОВ, научный сотрудник Государственного музея городской скульптуры:
Холм славы – это курган 20 века. Он бетонный, он такой вот угловатый. Вот представляете, артиллерийский снаряд упал, происходит взрыв, и как будто земля поднимается, и вот выламывается почва, выламывается грунт. И вот этот взрыв — он застывает в моменте, и получается вот этот образ. С одной стороны — вот такой архаичный древний курган, а с другой стороны — этот динамичный, застывший взрыв. Григорий Данилович Ястребенецкий, руководитель скульптурной части работ, вспоминал, что когда-то, гуляя по Балтийскому морю, он увидел дерево, которое раскачивалось под ветром. И это дерево напомнило ему женщин, которых он видел когда-то, когда уходил на войну. Они махали руками, и он решил этот образ воплотить в этом монументе. Им была создана скульптура, получившая название «Древо жизни».
НАТАЛИЯ АНТОНОВА:
Я часто смотрю фотографии моего отца со своими сослуживцами. И пытаюсь себе представить, какие они были юные, вот когда война была. Потому что они так трогательно друг друга обнимали, так нежно. Ну, видно, что это была родная семья одна. И это помогало, наверное, им и выжить, и воевать, и сохранить человеческое в таких условиях тяжёлых. Вот это я запомнила. Даже когда они встречались, это были очень приятные встречи, добрые всегда.
АРТЁМ ШИПУНОВ, научный сотрудник Государственного музея городской скульптуры:
Так, как в 60-е, сейчас уже, конечно, никто не сделает. Это слепок определённой художественной культуры, определённого образа мыслей, того, своего времени, времени, которое называют сейчас «поколением победителей». То есть люди вернулись с фронта, и вот 20 лет спустя им захотелось вот так вспомнить о своих товарищах, о своей собственной фронтовой эпопее.
НАТАЛИЯ АНТОНОВА:
Я часто смотрю фотографии моего отца со своими сослуживцами. И пытаюсь себе представить, какие они были юные, вот когда война была. Потому что они так трогательно друг друга обнимали, так нежно. Ну, видно, что это была родная В этом мемориале, я думаю, что здесь какой-то воздух свободы, порыв к небу, вот к ним, туда. Ну, что-то здесь вот доброе, хорошее здесь сейчас. В войну, конечно, было тяжело, всё изранено, а теперь всё это зажило. И главное, чтобы это оставалось в памяти, чтобы никто не забывал.