Марина Михайловна Годлевская, руководитель Литературно-драматургического отдела Театра музыкальной комедии, житель блокадного Ленинграда:
Мне было, когда началась война, полтора года всего. Папа мой в 40-м году, он участвовал в Финской войне. Родилась я без него. Он видел меня три дня и на Великую Отечественную войну на фронт ушёл. И погиб он в 41-м году в августе под Ельней.
Воспитывала меня бабушка и мама. И всю блокаду мы были в Ленинграде. Помню, мама взяла меня на какое-то собрание. Она сказала: «Подожди, а мы позанимаемся, поиграй». Моя игра заключалась в том, что я со всех свободных классов собрала мусорные корзины и поставила их на лестнице. Рядом, чтобы фашист не прошёл.
В основном всё время я проводила с бабушкой. Во время обстрелов вместе со мной садилась на кровать, мы никогда не ходили в убежище, и патефон с ручкой такой она заводила, и слушали мы итальянских певцов. До сих пор эти арии мои любимые.
Мама говорит, что бабушка жива только благодаря мне осталась. Потому что те, кто ложились старушки, они в основном погибали. А за маленьким ребёнком нужен глаз да глаз. И поэтому бабушка была в движении.
Нужно было через день ходить со мной пешком в Отто — институт гинекологии и акушерства сейчас — потому что там давали 250 миллилитров молока. А без меня молоко не давали. Мало ли меня уже нет. И по дороге бомбёжки были. И вот эти разрушенные здания. Ужасный вид. Голодно было, конечно.
В 44-м году на острове Голодай дали нам огород. И была в этом огороде одна наша грядка. Мама сажала капусту. В этой капусте были какие-то мерзкие червячки. И вот их должна я была убирать, и мне это не нравилось.
Потрясающе помню День Победы. Был салют, и мы ходили на набережную. Палили прямо рядом. Я даже испугалась. А через несколько дней пришли бойцы Калининградского фронта. И мама понимала, что никого она не найдёт. Но пошли. Всё-таки это был такой святой день. И я помню, колонна шла солдат. И вдруг один, проезжая на коне, подхватил меня и посадил перед собой. И поехал к Малому проспекту, там дальше. Мама побежала за нами. Никогда не забуду. Это были такие счастливые моменты. Вот единственный раз ехала на лошади.
Два дня самые для меня трогательные. Это 27 января и 9 мая. Очень много прожито людьми. И я понимаю сколько Россия потеряла. Вот эта любовь к отечеству как-то рождает в людях совершенно необычайное желание постараться пережить это всё и победить.
Воспоминания о войне. Руководитель Литературно-драматургического отдела Театра музыкальной комедии, житель блокадного Ленинграда Марина Годлевская
5 мая 2025, 07:45