Владимир Тыдман
Мемориал «Стальной путь» поставлен в память о Дороге Победы. Именно мои родители прокладывали трассу этой дороги. 18-го числа прорвали блокаду, 19-го числа они были уже здесь на станции Шлиссельбург.
Татьяна Демидова, методист подразделения по сохранению исторического наследия Октябрьского центра научно-технической информации и библиотек Российских железных дорог:
По Шлиссельбургской трассе, или как позже назвали «Дорога Победы» за год было перевезено 4,5 миллиона тонн грузов. И именно эта железнодорожная ветка обеспечила продвижение всего необходимого для операции «Январский гром». Как только завершился прорыв 10000 человек: военные, железнодорожники, батальоны ленинградцев перебрасываются на правый и на левый берег Невы. Задача — построить деревянную свайно-ледовую переправу. И уложить 33 километра железнодорожного пути на левом берегу в полосе прорыва.
Владимир Тыдман
В семье сохранился альбом рисунков моего отца. Там есть рисунок — избушка, домик небольшой, который стоял на берегу Невы, а около избушки лежала куча взрывчатки. И они боялись при каждой бомбёжке и обстреле, что какой-нибудь осколок попадёт в эту кучу, и от их домика не то, что следа, вообще ничего не останется. Альбом рисунков отца я увидел уже взрослым. Мама сохраняла большую часть этих документов, но о них не распространялась. Мои родители были изыскатели. Они шли первыми с сапёрами, а кое-где даже без сапёров шли, потому что некогда было заниматься этим делом. Днём работа на трассе. Нивелир, рейка, лента мерная, колышки. А как только стемнело обработка всех вот этих данных, нанесение схем, чертежей. Прошли прямо. Самым кратчайшим путём.
Татьяна Демидова, методист подразделения по сохранению исторического наследия Октябрьского центра научно-технической информации и библиотек Российских железных дорог:
Все работы выполнены были за семнадцать дней. 7 февраля 1943 года Ленинград торжественно, радостно, со слезами встречал первый поезд с Большой Земли с продовольствием. В 1972 году на площади у железнодорожной платформы установили стелу «Стальной путь», потому что так называли Ириновскую железную дорогу, Ладожское направление. И в 1975 году ветераны, они ещё были, по сути, молодые, наши железнодорожники, они решили всё-таки найти паровозы, которые обеспечили Ленинграду победу. И сами машинисты, помощники паровозной бригады, кто работал на них в войну, они их и доставили сюда в Ленинград. Паровоз, который стоит у нас на станции, был первым, который уходил из Ленинграда на Большую землю.
Владимир Тыдман
Когда начинаешь смотреть историю Дороги Победы, все упоминают всегда всяких генералов, маршалов, которые вот приняли решение строить дорогу. А, простите, где и как решает не маршал, решает простой изыскатель, инженер, техник. Мои родители приложили огромный труд для того, чтобы была построена эта дорога.