В гостях у программы «Утро в Петербурге» Надежда Медведева, заведующая хирургическим отделением консультативно-диагностического центра Педиатрического университета.
Марианна Дьякова, ведущая: Традиционно по пятницам мы задаём «большие вопросы о маленьких» тем, кто помогает нашим цветам жизни оставаться здоровыми и счастливыми.
Николай Растворцев, ведущий: Поговорим про аденоиды у детей. За окном всё теплее, и для многих проблема аденоидов кажется менее заметной, но эксперт уверяет, болезнь не уходит, она засыпает до возвращения холодов. Почему так происходит и какая взаимосвязь погоды и аденоидов?
Надежда Медведева, заведующая хирургическим отделением консультативно-диагностического центра Педиатрического университета: С наступлением осени в коллективах возникает повышенная заболеваемость детей. Для более эффективного решения возникающих проблем рекомендуется провести плановое обследование детей до наступления лета, чтобы подготовиться к следующему осенне-зимнему периоду.
Николай Растворцев, ведущий: C какими жалобами, какими симптомами приходят к вам? Когда родителям стоит задуматься, что это не просто насморк, а что-то более серьёзное?
Надежда Медведева, заведующая хирургическим отделением консультативно-диагностического центра Педиатрического университета: С одной стороны, глоточные миндалины или аденоиды – это нормально. Но они могут вызывать проблемы: стойкое затруднение дыхания до храпа и остановок во сне, рецидивирующие отиты, снижение слуха и дизартрию – нечёткость речи. В последнем случае логопедические занятия могут быть неэффективны из-за аденоидов.
Марианна Дьякова, ведущая: То есть аденоиды, в принципе, есть у всех?
Надежда Медведева, заведующая хирургическим отделением консультативно-диагностического центра Педиатрического университета: Это нормальный иммунный орган, появляющийся у малышей после года, когда снижается материнский иммунитет, и до 6 лет помогает формировать зрелую иммунную систему. Проблемы возникают, когда что-то идёт не по плану.
Марианна Дьякова, ведущая: Что может пойти не по плану? Почему у кого-то всё в порядке с этим органом, а у кого-то это перерастает в проблему, с которой иногда хирургически расправляются?
Надежда Медведева, заведующая хирургическим отделением консультативно-диагностического центра Педиатрического университета: Это зависит от самого ребёнка, от генетических факторов и от того количества вирусов, которые ребёнок переносит. Бывает, что они складываются неблагоприятно, и возникают проблемы, которых раньше не было.
Николай Растворцев, ведущий: Как в XXI веке борются с аденоидами? Всегда ли нужно хирургическое вмешательство или есть альтернативные пути?
Надежда Медведева, заведующая хирургическим отделением консультативно-диагностического центра Педиатрического университета: У детей абсолютные показания к операции – апноэ во сне и рецидивирующие средние отиты. В остальных случаях план лечения индивидуален. Если консервативное лечение неэффективно в течение полугода, обсуждается хирургическое вмешательство. При возможности предпочтение отдается консервативным методам.
Марианна Дьякова, ведущая: Как готовить ребёнка к операции?
Николай Растворцев, ведущий: Насколько это сложное вмешательство?
Надежда Медведева, заведующая хирургическим отделением консультативно-диагностического центра Педиатрического университета: Подготовка – 80% успеха. Важно правильно настроить ребенка, представляя предстоящее как приключение или квест, например, полёт в космос с последующим поеданием мороженого.
Марианна Дьякова, ведущая: Правда ли, что после операции дают мороженое?
Надежда Медведева, заведующая хирургическим отделением консультативно-диагностического центра Педиатрического университета: Да, как местный холод.
Марианна Дьякова, ведущая: Как ещё нужно настраиваться на операцию?
Надежда Медведева, заведующая хирургическим отделением консультативно-диагностического центра Педиатрического университета: Родителей пугает неизвестность, поэтому мы им рассказываем о процессе, чтобы снизить страх и переживания. Также необходимо сдать определенный спектр лабораторных анализов.
Николай Растворцев, ведущий: Сама операция проводится в рамках одного дня?
Надежда Медведева, заведующая хирургическим отделением консультативно-диагностического центра Педиатрического университета: Если ребёнок соматически здоров, нет каких-то тяжелых заболеваний, то это можно провести в рамках одного дня. В такой ситуации ребёнку комфортнее провести ночь дома, и тогда стрессовый фактор минимальный.
Марианна Дьякова, ведущая: Может ли быть рецидив?
Надежда Медведева, заведующая хирургическим отделением консультативно-диагностического центра Педиатрического университета: Да. Как правило, бывает, если возраст ребёнка очень маленький, например, меньше трех лет. Также если ребёнок перенёс агрессивную герпетическую инфекцию, например, мононуклеоз, либо если ребёнок в группе пациентов с аллергологической патологией.
Николай Растворцев, ведущий: Насколько влияет наследственность при проблеме аденоидов?
Надежда Медведева, заведующая хирургическим отделением консультативно-диагностического центра Педиатрического университета: Примерно 20%. Также влияет климат. У нас чаще с этим сталкиваются, чем, например, в Краснодарском крае или где-то в южных городах нашей страны.
Николай Растворцев, ведущий: Кто в группе риска?
Надежда Медведева, заведующая хирургическим отделением консультативно-диагностического центра Педиатрического университета: Мы все в группе риска. Также влияет генетическая патология, аллергопатология и агрессивные вирусы.
Марианна Дьякова, ведущая: Если ребёнок дорос до взрослого возраста с проблемой аденоидов. Она не была решена в детстве. Что происходит со взрослым человеком? Бывают ли случаи, когда оперируют взрослых?
Надежда Медведева, заведующая хирургическим отделением консультативно-диагностического центра Педиатрического университета: Глоточная миндалина уменьшается после 6 лет и полностью должна исчезнуть к 12-15 годам. Но иногда приходят и взрослые люди.
Николай Растворцев, ведущий: Какие советы дадите родителям? Можно ли как-то профилактировать проблему аденоидов?
Надежда Медведева, заведующая хирургическим отделением консультативно-диагностического центра Педиатрического университета: Адекватный сон, правильное питание, положительные эмоции и закаливание. Сейчас его редко используют, но это работает.
Николай Растворцев, ведущий: Что входит в закаливание?
Надежда Медведева, заведующая хирургическим отделением консультативно-диагностического центра Педиатрического университета: Дома можно ходить босиком. Ребёнку полезно умываться утром и вечером, ополаскивая руки и лицо прохладной водой для щадящего и постепенного закаливания. Нырять в прорубь сразу не рекомендуется.