В гостях у программы «Утро в Петербурге» Дмитрий Ковпак, врач-психотерапевт Санкт-Петербургского Городского психотерапевтического центра, кандидат медицинских наук.
Ильдар Абитов, ведущий: Несмотря на то что авиация сегодня считается одним из самых безопасных видов транспорта, около 40% людей в той или иной степени испытывают страх перед полётами.
Анна Смирнова, ведущая: Где грань между аэрофобией и ипохондрией? Как распознать в себе эти состояния и что же с этим делать?
Ильдар Абитов, ведущий: В чём разница между аэрофобией и ипохондрией?
Дмитрий Ковпак, врач-психотерапевт Санкт-Петербургского Городского психотерапевтического центра, кандидат медицинских наук: И то, и то относятся к тревожным расстройствам, которые могут превращаться в сильный страх. Поэтому называются фобией или хондрией. Ипохондрия – это, в первую очередь, тревожное расстройство, характеризующееся чрезмерными опасениями по поводу своего здоровья. Нормально, когда человек заботится о своем здоровье. Но всё, что свыше, приводит к проблемам. Человек начинает обследоваться, принимать лекарства без назначения врача, заниматься самостоятельно какими-то процедурами.
Ильдар Абитов, ведущий: К чему это может привести?
Дмитрий Ковпак, врач-психотерапевт Санкт-Петербургского Городского психотерапевтического центра, кандидат медицинских наук: В первую очередь – ухудшение настроения. Человек может находиться в хроническом стрессе, появляются нарушения сна, депрессия. Тревожное расстройство прогрессируют, подпитываясь самонастроем на поиск проблем. Это приводит к усилению переживаний, отказу от нагрузок, общения и интересов, что усугубляет опасения и страхи.
Анна Смирнова, ведущая: Каковы основные признаки аэрофобии?
Дмитрий Ковпак, врач-психотерапевт Санкт-Петербургского Городского психотерапевтического центра, кандидат медицинских наук: Авиа- или аэрофобия – это страх, связанный с конкретным видом транспорта. Человек может спокойно ехать на машине, спокойно ехать на железнодорожном транспорте. Но вид самолёта, представление о полёте, о крушении, катастрофе могут создавать сильные страхи, мешающие человеку пользоваться самолётом.
Ильдар Абитов, ведущий: Что может послужить причиной аэрофобии?
Дмитрий Ковпак, врач-психотерапевт Санкт-Петербургского Городского психотерапевтического центра, кандидат медицинских наук: Современные исследования и психотерапевты показывают, что за симптомом, как вершиной айсберга, стоят различные факторы. В первую очередь, переживания о будущем, связанные с гиперконтролем. Проявляется в поведенческих симптомах, например, прислушивание к голосу пилота, всматривание в лица стюардесс.
Ильдар Абитов, ведущий: То есть причина в гиперконтроле?
Дмитрий Ковпак, врач-психотерапевт Санкт-Петербургского Городского психотерапевтического центра, кандидат медицинских наук: Гиперконтроль – это компенсаторная стратегия мышления и поведения, возникающая из-за накопившихся проблем, вызывающих неопределенность будущего и сомнения в нём. Человек, ощущая уязвимость и предвидя большие проблемы, заменяет решение этих проблем гиперконтролем. Это выученное поведение, подобное условному рефлексу.
Анна Смирнова, ведущая: Есть ли реальные способы справиться с аэрофобией?
Дмитрий Ковпак, врач-психотерапевт Санкт-Петербургского Городского психотерапевтического центра, кандидат медицинских наук: Существуют замечательные и очень эффективные способы решения этой проблемы. Исследования показывают избавление от аэрофобии в 90-98% случаев при использовании терапии и специализированных программ. Это яркий пример способности человека решать свои проблемы.
Анна Смирнова, ведущая: Что в таких программах делается? Какие шаги по избавлению от этого страха?
Дмитрий Ковпак, врач-психотерапевт Санкт-Петербургского Городского психотерапевтического центра, кандидат медицинских наук: Аэрофобия требует комплексного подхода, часто когнитивно-поведенческой психотерапии. У человека формируется схема поведения «я в опасности», связываемая с полетом и уязвимостью. Мозг распространяет эту уязвимость на другие сферы. Причины: турбулентность, фильмы об авиакатастрофах, приводят к катастрофизации – выбору худшего сценария и вере в безысходность. Человек заслоняет реальность иллюзиями, создавая гиперконтроль и избегание полетов, а иногда и выхода из дома. Просто статистика о безопасности полётов не помогает, так как человек находится в плену своих иллюзий, индуцированных катастрофическим мышлением.
Ильдар Абитов, ведущий: Многие пытаются справиться с аэрофобией с помощью успокоительных. Они реально действует или это маркетинговые уловки?
Дмитрий Ковпак, врач-психотерапевт Санкт-Петербургского Городского психотерапевтического центра, кандидат медицинских наук: Люди, испытывающие страх перед полетом, прибегают к бытовым и фармакологическим транквилизаторам и антидепрессантам, чтобы отвлечься от тревожных мыслей и образов. Хотя это может быть способом облегчения, существует риск формирования зависимости от такого «костыля» и навязчивых мыслей о необходимости постоянного отвлечения. Основной метод терапии – экспозиция, то есть выдерживание страха, чтобы убедиться в отсутствии реальной опасности. Первый шаг экспозиции сложен, и многие стремятся облегчить его с помощью отвлечений и медикаментов.
Ильдар Абитов, ведущий: Лучше обратиться к специалистам.
Дмитрий Ковпак, врач-психотерапевт Санкт-Петербургского Городского психотерапевтического центра, кандидат медицинских наук: Специалисты могут индивидуализировать факторы, которые влияют наиболее сильно на конкретного человека.