Исследования историков, археологические находки наглядно иллюстрируют непреходящую суть человеческого: люди всегда жили примерно одинаково — не в бытовом смысле, а в поле — чувств, стремлений. Почти все главные сюжеты литературы мы можем обнаружить в античности, ну или дальше — в архаике мифов. Может быть, там есть и всё — в этом главная проблема — что-то не донеслось, не всё можно прочесть. Иногда везёт, как с египетскими иероглифами помог Розеттский камень, иногда озарение учёных, как Кнорозова, помогло понять язык майя. Иногда — тупик. Вот загадочные таблички! Награду в миллион долларов за их расшифровку объявило недавно Правительство Индии. Цепляются за любую надежду прорваться, наконец, к пониманию древней истории Инда, никаких подвижек нет уже 200 лет — табличек мало, на каждой несколько символов — слов? Кто разгадает тайну цивилизации бронзового века, ровесницы Древнего Египта и Месопотамии? К слову, из Междуречья до нас дошёл древнейший героический сюжет — эпос о Гильгамеше. Царь города Урука (простые люди в те времена героями не становились) совершал подвиги 5 тысяч лет назад. По сравнению с его историей «Илиада» и «Одиссея» вторичны. Отрывочные записи на глиняных табличках учёные скомпилировали в сюжет. Тем не менее — древнейший герой по-прежнему интересен русскому театру. На сцене ТЮЗа «Легенду о Гильгамеше» поставил турецкий режиссёр Биркан Гёргюн.