В гостях у программы «Утро в Петербурге» Мария Сениченкова, психолог, супервизор.

Василий Киров, ведущий: Мы продолжаем нашу предупредительную работу по борьбе с кибермошенничеством. Ранее обсудили новый закон, который значительно нам в этом поможет.

Ксения Бобрикова, ведущая: Но важно помнить, что мошенники тоже постоянно придумывают новые методы воздействия. Самым главным оружием остаются психологические манипуляции, забалтывания, запугивания.

Василий Киров, ведущий: Как противостоять телефонным манипуляциям и психотехнологиям?

Ксения Бобрикова, ведущая: Когда случается разговор с мошенниками, каждый человек ведёт себя по-разному. Кто-то бросает трубку, кто-то пугается, кто-то, наоборот, начинает смеяться и разыгрывать уже их. Как вести себя в минуты, когда тебе звонит злоумышленник?

Мария Сениченкова, психолог, супервизор: Люди реагируют по-разному из-за разных психотипов. Успешное противостояние мошеннику в одной ситуации не гарантирует успеха в другой, так как уловки мошенников разнообразны. Важно заранее готовиться и проводить профилактическую работу, изучая алгоритмы и правила безопасности. Чем больше человек знает правил, например, что нельзя отправлять код, паспортные данные, тем больше у него сформировано нейронных связей для защиты.

Василий Киров, ведущий: Но, тем не менее, всё равно мошенникам удается завладеть этой информацией. Они очень часто манипулируют, например, разными ситуациями из жизни. Близкие попали в аварию, срочно нужны деньги. Как реагировать на такие нервные ситуации? Я знаю людей, которые в голосе мошенников слышат иногда голос своих родных и близких.

Мария Сениченкова, психолог, супервизор: Задача мошенника – вовлечь в разговор и сделать так, чтобы вы оставались с ним в контакте, а ваша задача – выйти из этого контакта. Поэтому нужно успокоиться, прийти в себя, сконцентрироваться на том, что происходит здесь и сейчас. Наш мозг верит в то, что может что-то произойти в гипотетическом случае. Хорошо бы включить внутреннего критика, который поможет посмотреть на ситуацию под другим углом, потому что мошенник вас вовлекает в своё видение ситуации.

Ксения Бобрикова, ведущая: Мы подготовили несколько ситуаций, которые могут быть.

Василий Киров, ведущий: Например, мошенник позвонил и представился старшим сотрудником службы безопасности банка, сказал, что только что был проведен подозрительный платеж по вашей карте. Как реагировать?

Мария Сениченкова, психолог, супервизор: Важно отвлечься, включить внутреннего критика и попробовать позадавать какие-то проверочные вопросы. Например, у вас одна карта в банке, а вы мошеннику говорите, что у вас три карты, еще два счета. С какого из них была проведена операция? На какую сумму? Задача выйти из разговора любым способом.

Василий Киров, ведущий: А почему так сложно просто повесить трубку в этих ситуациях?

Мария Сениченкова, психолог, супервизор: В стрессовой ситуации формируется туннельное мышление, и мы слышим только то, что нам говорят. Поэтому нужно просто выйти из разговора.

Ксения Бобрикова, ведущая: Ещё один способ мошенничества. Это сотрудник следственного отдела, вы являетесь фигурантом уголовного дела по отмыванию налогов. Через ваш счёт провели полтора миллиона рублей за последние два месяца.

Мария Сениченкова, психолог, супервизор: Также выйти из контакта. Можно спросить, можно ли прийти лично. Можно просто прерваться с помощью какой-то отговорки. У мошенников есть скрипты и алгоритмы. Можно попытаться сбить их с толку неожиданными вопросами, не относящимися к теме разговора. Если жертва начинает шутить или уклоняться от темы, мошенники не будут тратить на неё время.

Ксения Бобрикова, ведущая: Следующая ситуация. Я сотрудник независимой общенациональной лотереи России. Ваш номер телефона оказался выигрышным. Мы хотели бы вас поздравить и наградить призом в 300 тысяч рублей.

Мария Сениченкова, психолог, супервизор: Это очень понятная манипуляция к желанию легко обогатиться. Можно уточнять детали. Где я участвовала? Почему мой номер выиграл? Какой у меня номер? Точно так же можно спрашивать: «Как у вас дела сегодня?»

Ксения Бобрикова, ведущая: В своё время приходили письма, что ты являешься наследником такого-то человека. Многие верили, потому что не все хорошо знают свою родословную, начинали переписываться и входили в связь с мошенниками. Что нужно знать нашим телезрителям?

Мария Сениченкова, психолог, супервизор: Нужно знать, что подготовиться досконально невозможно. Общие алгоритмы выхода из разговора – взять паузу, попросить перезвонить, прикинуться глухим, слепым, заявить, что не видите цифры кода. Нужно подключить критика, успокоиться и включить рациональный взгляд.